Обобщение опыта

Обобщение опыта работы Заневской З.В.

Заневская Зоя Вячеславовна, учитель русского языка и литературы, І квалификационная категория
развернуть

Государственное учреждение образования

 «Боровиковская базовая школа Дзержинского района»

 

 

 

 

 

 

 

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

 

 

 

 

Заневская Зоя Вячеславовна,

учитель русского языка и литературы

+375 29 175 05 82

zanevskaya.zoya@mail.ru

 

 

 

 

 

Боровики 2020

  1. Информационный блок.

Название темы опыта. Использование активных форм и методов как необходимое условие познавательной мотивации учащихся 5-8 классов  к изучению учебного предмета «Русский язык»

  Актуальность опыта.  Уроки русской литературы всегда можно провести интересно и увлекательно. С уроками русского языка  сложнее: большой объём теоретического материала, подлежащий усвоению и запоминанию, отработка умений и навыков, применение их в нестандартной ситуации. Часто у учащихся возникает тревожность, боязнь не усвоить материал, получить низкую отметку. Эти факторы приводят к снижению мотивации к изучению русского языка и, как следствие, к уменьшению качества учебных достижений. А ведь одним из приоритетных направлений развития системы образования является повышение качества образования.   

Чтобы достичь положительных результатов, необходимо правильно организовать деятельность по развитию мотивации. Проведя ряд экспериментов, я пришла к выводу, что использование активных форм  и методов  на ІІ ступени образования помогает учащимся не только усваивать материал, но и делать это с интересом, увлечённо. Урок, начатый нетрадиционно, стимулирует мотивацию к обучению, снижает тревожность. Повышение активности учащихся достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью. Активные формы и методы обучения способствуют формированию у учащихся устойчивой внутренней мотивации к приобретению знаний по предмету, творческого мышления, практических навыков, самостоятельности.

 Цель опыта – описание системы работы по повышению познавательной мотивации учащихся на уроках русского языка в 5-8 классах посредством использования активных форм и методов.

 Задачи опыта:

- создать на различных этапах урока русского языка посредством использования активных форм и методов педагогические условия, направленные на повышение познавательной мотивации учащихся к предмету;

- систематизировать и представить дидактический материал, который даст возможность использовать активные формы и методы на уроках русского языка для повышения познавательной мотивации;

- оценить эффективность использования выбранных форм и методов с целью повышения у учащихся познавательной мотивации, выявить перспективы развития опыта.

Длительность работы над опытом: по данной теме работа ведётся с 2017 года.

  1. Описание технологии опыта.

Особенности активных форм и методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Я поставила перед собой задачу - весь апробированный набор активных форм и методов расклассифицировать по применению их к разным этапам урока. Для каждого этапа урока использую свои формы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи. 

   Одним из первых пунктов конспекта урока является организационный момент. Обычно здесь мы проставляем 1-2 минуты и не более того, ведь времени мало, а необходимо объяснить, закрепить, на следующий урок – новая тема.

    А ведь именно от этого этапа зачастую зависит эффективность всего учебного процесса на уроке. Бывает, подготовишь замечательный урок, а что-то с самого начала пошло не так. Проанализировав все этапы, проведя ряд экспериментов, я пришла к выводу, что хорошо продуманное, необычное, нетрадиционное начало урока помогает быстро включить учащихся в работу и правильно настроить на неё. Необычность заданий  в начале урока вызывает у учащихся  удивление, радость, удовольствие, то есть те положительные эмоции, которые пробуждают у них интерес не только к изучаемой теме урока, но и к учебному предмету в целом.   Организационный момент создает определенный настрой, и очень важно, чтобы он выполнял мотивирующую функцию. При произвольном внимании человек сразу все понимает и осознает без посторонней помощи необходимость выполнения каких-либо действий. Для меня важно пробудить у учащихся непроизвольный интерес. Такой тип внимания возникает спонтанно. И вот тут необходимо включение элементов новизны, необычности, занимательности, противоречивости, творческого мышления, сообразительности, инициирование фантазий. Одним из таких приёмов может быть «Разогрев»:  

 Поднимите правую руку, кто хоть раз был в театре.

 Поднимите левую руку, кто знает, что обозначает его имя.

Руки за голову, кто по утрам любит поспать.

Поднимите обе руки, кто занимается физкультурой или спортом.

Закройте руками глаза, кому не хочется ходить в школу.

Наклоните голову вправо, кто любит читать книги.

Наклоните влево, у кого на сегодня все домашнее задание готово.

Опустите голову вниз, кто любит шоколадные конфеты.

Встаньте, пожалуйста, у кого поднялось настроение.

     Нетрадиционное начало урока требует привлечения яркого, необычного, дидактического материала. Задача педагога – с первых минут урока удержать внимание учащихся, вызвать у них интерес, способствовать созданию атмосферы взаимопонимания. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.

    Существует разнообразное множество приемов, которые позволяют начать урок оригинально и красиво. Интерес, который был пробужден в начале урока, необходимо поддерживать до конца, иначе он угаснет. Если реально подходить к данному вопросу, то на придумывание таких изюминок у учителя часто не остается сил и времени. Выход из данной ситуации всегда есть: необходимо создавать свою копилку знаний.

В моей «копилке» есть такие приёмы:

«Приветствие»;

«Пчёлы»;

 начало урока в стихотворной форме;

с элементами театрализации;

с загадки или шарады;

с эпиграфа к уроку (высказывания выдающихся людей, пословицы, поговорки);

«Случай из жизни»: зайдя в класс, учитель демонстрирует переполняющие его эмоции от увиденного или услышанного эпизода и начинает рассказывать жизненную историю. На учеников это оказывает ошеломляющее действие. Вроде как урок языка, а нам тут про случай в автобусе. Тем не менее, для концентрации внимания и доверительного настроя между учителем и учениками короткая история оказала пользу. Можно переходить к теме урока.

приём «Интрига»: в начале урока задается интересный, неожиданный вопрос, на который ответить ученики смогут лишь в конце занятия.

«Отсроченная отгадка»: учитель задает загадку (удивительный факт), отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом на уроке;

«Пароль»: учащиеся при входе в класс должны назвать дежурному «пароль» - любой термин по изучаемой теме;

 «Музыкальное начало»: такое начало на уроках русского языка всегда использую, когда пишем сочинения по картине в 5 классе (приложение 1).

  Следующий этап - актуализация знаний, задача которого подготовить учеников к работе, восприятию нового материала, напомнить детям ранее изученные темы, актуализировать их умения и навыки. Начало формы

Конец формы

Для достижения поставленных задач необходимо ориентироваться на некоторые условия:

выбранные учебные задания должны обеспечить те способы работы, которые потребуются детям при восприятии нового материала;

подбирается примерно 2-3 задания, чтобы внимание детей не рассеивалось;

На этом этапе я использую следующие способы:

«Корзина идей». На доске прикрепляется макет корзины, в которую дети поместят все, что известно по обсуждаемому вопросу. Учитель задаёт прямой вопрос по теме урока, просит вспомнить все, что им известно по этому поводу (или высказать свои предположения).

Учащиеся фиксируют в рабочих тетрадях известные им сведения в краткой форме.

Попарно или в мини-группах дети обсуждают свои записи.

Всю полученную информацию учитель в краткой форме записывает  в «корзину идей» на доске.

Игра «Да – нет». Я готовлю 10 высказываний, с которыми учащиеся могут согласиться или нет. Затем проводится взаимопроверка.

«Мозговой штурм». Правила мозгового штурма таковы:

Принимать все идеи, даже абсурдные.

Никакой критики.

На первом этапе создаем банк идей. Рабочие группы получают задания, которые помогут определить роль прилагательных в речи.

Задание первой группе: у прилагательных не было своих рода, числа, падежа. Как помочь прилагательным обрести эти грамматические категории? (Попросить у существительных, предложить ему свои услуги взамен этих категорий)

Задание второй группе: представьте такую ситуацию, что из нашей речи исчезли все прилагательные. Что может произойти? (Катастрофа, все станет серым)

На втором этапе нужно проанализировать все свои идеи. Какие из них самые важные, докажите!

На третьем этапе обработайте свои результаты, сделайте окончательный вывод.

Подведение итогов работы в группах:

– К какому выводу мы пришли? Какова роль прилагательных? Какое практическое применение могут найти ваши идеи? В этом нам помогут творческие задания.

Творческие задания в группах: у вас на столах лежат тексты, которые необходимо “украсить” прилагательными. Задание: опишите внешность человека, используя прилагательные.

«Черный ящик». Предположите, что находится в черном ящике и какое отношение этот предмет имеет к теме занятия.

 «Задание на опережение». Подготовить небольшое сообщение, объясняющее, почему данная тема актуальна.

« Продолжи фразу».

«Прямой вопрос». Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Запишите по три доказательства, аргументирующих важность и необходимость изучения этой темы.

«Инсерт». Знак «галочка» (V) – отметьте уже известную вам информацию;

Знак «минус» (–) – отметьте новую информацию;

Знак «плюс» (+)– отметьте то, что вы не знаете, но хотите узнать;

«Кластер» (может быть использован на разных этапах урока). Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.

При изучении нового материала

«Мудрый совет» Группа пишет в конце урока «совет» одногруппникам, которые еще не совсем поняли тему урока или не изучали ее.

На этапе рефлексии можно применить следующие методы: 

«Комплимент» (оценивается активность и качество работы) Обучающиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах) и преподавателя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

«Мухомор». Учащимся дается круг, разделенный на сектора (сколько вопросов, столько и секторов). Отвечая на вопросы, нужно ставить точки, разной степени удаленности от центра. Учитель, анализируя «мухоморы», корректирует дальнейшую работу.

Типы домашнего задания:

творческая работа;

лингвистическое исследование текста;

создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

наблюдение за природой (фото и видеосъемка);

подготовка словарных диктантов;

составление вопросника к зачету по теме;

составление конспекта, опорных таблиц;

презентации;

письмо по памяти.

Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

Главная задача каждого преподавателя – не только дать обучающимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться.

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Приведу пример работы на начальном этапе урока, потому что здесь происходит «настройка» учащихся на работу, задаётся темп уроку, проверяется, как усвоен материал предыдущих занятий. На этом этапе результативно используются следующие задания: «Дежурная буква», «Мозговая атака», «Нарушение стереотипа», «Провокация ошибки», «Задания-ловушки», «Парадокс», «Найди ошибку», «Исправь схему», «Блеф-клуб», «Словесный мячик» и другие.

2.3. Результативность и эффективность опыта

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ХХІ век требует от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные задачи производственного и гражданского поведения.

Ребёнок, поставленный в позицию ученика, аккуратно посещающего школу и добросовестно выполняющего предписания учителя, не в состоянии будет справиться с требованиями, выдвигаемыми жизнью, так как он прежде всего исполнитель, вооружённый суммой знаний.

Обсуждая эти проблемы у себя в педколлективе, мы пришли к выводу, что задачей школы любого типа, в том числе и нашей, должно стать формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова.

Участвуя в этой целенаправленной работе, я искала свои пути решения поставленных задач. За последние годы пробовала многие технологии, методики (развивающее обучение, критическое мышление, проектная деятельность, педагогические мастерские, информационные технологии). Что-то продолжаю использовать сейчас, от чего-то пришлось отказаться. Но одно я поняла точно: учитель не должен останавливаться, он  должен идти  в ногу со временем и со своими учениками.

Определённых результатов в работе я достигла, что радует.  Значительно выше стало качество знаний учащихся, их обучаемость,  а также познавательная и мотивационная деятельность. И на уроки приходят не ради оценок, а руководствуясь учебно-познавательными мотивами, - мотивами собственного роста, собственного совершенствования. Учащиеся активно участвуют на уроках в учебном диалоге, умеют думать, анализировать, аргументировано спорить, не боятся делать ошибки и признавать их.

Но самое главное – ученикам и мне, учителю,  комфортно на таких     уроках.

 

 

Литература:

  1. Образовательный стандарт базового образования, утвержденный постановлением Министерства образования Республики Беларусь 26.12.2018 №125.
  2. Антонова, Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход / Е.С. Антонова. - М., 2007.
  3. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева; под ред. Е.И. Литневской. - М., 2006.
  4. Мурина, Л. А. Методика русского языка в школах Белоруссии / Л. А. Мурина. - Минск, 1990.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии DOC Учебное пособие/ М.: Народное образование, 1998.
свернуть
поделиться в: