Педагогический проект

Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность

04.10.2021
Педагогический проект учителя истории Есипович Инны Александровна
развернуть

Управление по образованию, спорту и туризму Дзержинского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Боровиковская базовая школа Дзержинского района»

 

 

Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность

 

 

 

 

Выполнила:

учитель истории и обществоведения

первой квалификационной категории

ГУО «Боровиковская базовая школа» Есипович Инна Александровна 80296673199

 

 

 

Дзержинск  2021

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Структура научно-исследовательской работы учащихся…………… 5

Глава 2. Система работы учителя с высокомотивированными

учащимися по написанию  научно-исследовательской работы……………… . 9

Заключение……………………………………………………………………… 11

Список использованных источников………………………………………….. 12

 

 

Введение

 

                                                                           Образован не тот, кто много знает,

                                                                              а тот, кто хочет много знать,

                                                                              и умеет добывать эти знания.

В.П.Вахтеров

 

                                                                                        Большая проблема похожа на

                                                                                        драгоценный камень:

                                                                                        тысячи проходят мимо,

                                                                                         пока один не поднимет его.

Ницше

В одном из выступлений Президент нашей страны А.Г. Лукашенко сказал: “Наступает эра профессионалов во всех сферах – от производства и бизнеса до искусства  индустрии и развлечений”. Он посоветовал молодёжи воспринимать образование как долгосрочные и самые выгодные  инвестиции в самих себя. С этой мыслью можно полностью согласиться. В настоящее время возрастает актуальность образования подрастающего поколения как личностей, умеющих делать самостоятельный выбор, использовать полученный опыт, самостоятельно добывать знания, ставить достижимые цели.

Воспитать всесторонне развитого человека – физически развитого, обогащенного духовно, готового воспринимать научно - технические нововведения – это задача, поставленная руководством страны перед учителями. На мой взгляд, такую задачу решает исследовательская деятельность учащихся. Опыт моей работы в школе подтверждает, что научно-исследовательская деятельность дает уникальную возможность воспитать не пассивного созерцателя, а активную творческую личность, знающую чего хочет и понимающую как этого достичь. А этому надо учить. Поэтому данный опыт раскрывает систему работы по формированию исследовательской творческой культуры учащихся и даёт возможность использовать научно – исследовательскую деятельность и на уроках истории, и во внеурочной деятельности.

Проблема: как реализовать вовлечение в исследовательскую деятельность и сопровождение исследовательской деятельности в гимназии при  обучении и воспитании гармоничной творческой личности.

Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности. И начинается она с самых простых заданий в 5 классе: написать сказку, нарисовать рисунок, иллюстрирующий какое – либо событие, придумать викторину по  данной теме. Как правило, эти задания вызывают большой познавательный и творческий интерес, стимулирующий  непрерывный поиск. Учащиеся 5–7–х классов приобретают простейшие знания, умения и навыки, необходимые для исследовательской работы. Дети обучаются основам исследовательской деятельности и самостоятельной работы. Учатся думать. Учатся творчеству. Учащиеся выступают с различными сообщениями, готовят простейшие творческие задания, пишут стихи, сказки, изображают задачи в рисунках.

Исследовательские задания – это задания, содержащие проблему. Решение ее требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание. Примером таких заданий являются уроки прикладного характера, фрагменты уроков с нестандартной формой проведения.

Глава 1

Структура научно-исследовательской работы учащихся

 

Основные этапы учебного исследования:

1) Мотивация исследовательской деятельности.

2) Формулирование проблемы.

3) Сбор, систематизация и анализ фактического материала.

4) Выдвижение гипотез.

5) Проверка гипотез.

6) Доказательство или опровержение гипотез.

 

Мотивация – очень важный этап процесса обучения. Целью мотивации является создание условий для возникновения у ученика вопроса или проблемы. Одним из способов осуществления мотивации может служить исходная (мотивирующая) задача, которая должна обеспечить «видение» учащимися более общей проблемы, нежели та, которая отражена в условии задачи. Важнейшим стимулом научно-исследовательской деятельности является положительный результат, достигнутый учащимися, занимающимися такой деятельностью. Поэтому проведение выставок достижений, факультативные занятия, посещение кружков, связи с  высшими учебными заведениями должны является систематическими. Одним из путей развития интереса к исследовательской деятельности является использование образовательных технологий. В своей работе практикую использование модульной технологии, дальтон технологии, технологию индивидуализации обучения, технологию критического мышления, многомерную дидактическую технологию, информационную технологию и др.

Исследование выступает универсальной   характеристикой  деятельности. Учащиеся самостоятельно решают новую для них задачу, используют  элементы научного исследования: наблюдение, анализ, синтез. Также учатся определять объект и предмет исследования, учатся искать проблему и выдвигать гипотезы, подбирают методы исследования, определяют практическую значимость и  новизну, делают выводы.

Этап формулирования проблемы – самый тонкий и «творческий» компонент мыслительного процесса. В идеале сформулировать проблему должен сам ученик в результате решения мотивирующей задачи. Однако для очень многих школьников самостоятельное определение проблемы затруднено. Предлагаемые ими формулировки могут оказаться неправильными.  Поэтому необходим контроль со стороны учителя.

Сбор фактического материала может осуществляться при изучении соответствующей учебной или специальной литературы, либо посредством работы в архивах, либо проведения социологического опроса.

Систематизацию и анализ полученного материала можно оформить в таблицы, схемы, графики и т.п. Они позволяют визуально определить необходимые связи, свойства, соотношения, закономерности.

Выдвижение гипотез. Полезно прививать учащимся стремление записывать гипотезы на историческом языке, что придает высказываниям точность и конкретность. Не нужно ограничивать число предлагаемых учащимися гипотез.

Проверка гипотез позволяет укрепить веру или усомниться в истинности предложений, а может внести изменения в их формулировки.

На последнем этапе происходит доказательство истинности гипотез, получивших ранее подтверждение. Ложность гипотез может быть определена с помощью контрпримеров. Поиск необходимых доказательств часто представляет большую трудность, поэтому учителю важно предусмотреть всевозможные подсказки. В них должны присутствовать лишь некоторые исследовательские элементы.

Интерес учащихся к научно – исследовательской деятельности развивается при проведении встреч с известными учеными, посещение различных учебных заведений, проведение Дней науки, проведение научно – практических конференций, выступление с  докладами, проведение викторин перед младшими школьниками. Задача учителя - из всех учащихся выбрать наиболее способных, ответственных, проявивших особый интерес к предмету и исследовательской деятельности.                                                              

Научные общества учащихся, летние научно – исследовательские школы, республиканские и международные форумы способствуют дальнейшему развитию исследовательских умений учащихся.

Понятийный аппарат исследования.

Актуальность – начальный и обязательный этап любой исследовательской работы. Поэтому введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы исследования. Актуальность темы исследования – это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения конкретной проблемы. Освещение актуальности не должно быть многословным.

Определение проблемы исследования – достаточно сложная задача. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты. Правильная постановка и ясная формулировка проблемы определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.

Тема исследования – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект исследования в определенном аспекте, характерном для данной работы. Тема должна отражать содержание работы и иметь лаконичную формулировку .

Объект и предмет исследования:

Объект – это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию, своеобразный носитель проблемы – то, на что направлена исследовательская деятельность.  Предмет – это то, что находится в границах объекта. В предмет включаются только те элементы, связи, отношения внутри объекта, которые непосредственно подлежат изучению. Один и тот же объект может изучаться с разных позиций, что и определяет предмет исследования.

Цель – это общая формулировка конечного результата, который предполагается получить при выполнении исследования. Формулирование цели исследования можно представить различными способами, традиционно употребляемыми в научной речи клише – выявить, установить, обосновать,  уточнить, разработать, показать.

Задачи – это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют ее. Задачи должны быть взаимосвязаны и отражать общий путь достижения цели.

Гипотеза исследования. Она указывает, как исходный факт следует преобразовать в такое состояние, которое требуется. При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если..., то...», «так..., как ...», «при условии, что...». Гипотеза должна удовлетворять ряду требований: быть проверяемой, содержать предположение, быть логически непротиворечивой, соответствовать фактам.

Метод – это способ достижения цели исследования.

Методы научного исследования: теоретические и эмпирические. Теоретические методы раскрывают сущность изучаемых явлений, выявляют закономерные связи и отношения. Они используются при определении проблемы и формулировании гипотезы исследования (анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, дедукция, индукция и др.).                             Эмпирические методы служат средством сбора конкретных фактов, направлены на их выявление и описание явлений (наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение, эксперимент).

Всякая научно – исследовательская деятельность должна строится на следующих принципах: принцип доступности, принцип естественности, принцип осмысленности, принцип самодеятельности, принцип экспериментальности. Виды педагогической помощи при исследовательской деятельности могут быть следующими: замещение, призыв к подражанию, сотрудничество, инициирование, поддержка .

Компетенции учителя: умение проводить погружение в проблему, организовывать исследовательскую деятельность, осуществлять ее, проводить презентации исследовательских работ, учиться самому, обучая других.

 

Глава 2

Система работы учителя с высокомотивированными учащимися по написанию научно-исследовательской работы

 

Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Деятельность учителя в системе работы с высокомотивированными учащимися предполагает следующие этапы:

*отбор учащихся;

*мотивация;

*выбор темы,

*определение  актуальности темы;

*выдвижение гипотезы;

*работа с источниками;

*анализ и систематизация материала;

*выводы.

На первом этапе отбираются те учащиеся, которые заинтересованы в углубленном изучении исторических событий, способны на выполнение исследовательской работы.  Предварительная работа на этом этапе предполагает посещение музеев, выставок, архивов, экскурсии по историческим и памятным местам, участие в археологических экспедициях и т.д. Очень часто интерес к исследованиям у учащихся развивается во время посещения всевозможных учебных заведений, при проведении встреч с учёными, во время проведения Дней науки.

 Этап мотивации является определяющим, так как предполагает создание условий для возникновения у учащегося вопроса. Вопрос возникнет только тогда, когда ученик погружен в проблему, ориентируется в историческом событии, заинтересован в результате. И здесь важнейшим стимулом является положительный результат, достигнутый учеником. Положительный результат стимулирует дальнейшую поисковую деятельность.

 Что касается выбора темы, то она должна отражать содержание работы и иметь лаконичную формулировку. Тема всегда представляет объект исследования в определённом аспекте, характерном для данной работы.

 На этапе выдвижения гипотез важно научить учащихся пользоваться исторической терминологией. Это придаст высказываниям точность и конкретность. Учитель не должен ограничивать количество предлагаемых учащимися гипотез. Дальнейшая проверка гипотез часто может внести изменения в их формулировки.

  Самым масштабным звеном в исследовательской деятельности является работа с источниками. Сбор фактического материала осуществляется в процессе изучения архивных документов, информации периодической печати, фотографий, писем, соответствующей учебной или специальной литературы, посредством социологического опроса, анкетирования и т.д. Этот этап является самым интересным для учащихся, так как предполагает посещение архивов, музеев, где можно непосредственно погрузиться в ту эпоху, неизвестные страницы которой изучаются в ходе выполнения заданий исследовательского характера. Также учащимся импонирует такой метод исследования, как социологический опрос. Здесь они пробуют себя в роли социологов, журналистов, совершенствуют коммуникативные навыки.

 На  этапе анализа и систематизации важно определить необходимые связи, соотношения, закономерности. Здесь можно использовать таблицы, диаграммы, схемы. Этот этап интересен для учащихся, так как позволяет проявить свою креативность, подойти к проблеме творчески.

 На последнем этапе исследования делаются выводы, формулируются результаты, происходит доказательство истинности гипотез или их опровержение. На этом этапе ученику очень важно почувствовать себя первооткрывателем. Именно это чувство впоследствии подтолкнёт его к новым поискам и открытиям.

Заключение

 

Воспитание гармоничной и творческой личности – одна из ключевых задач системы образования. Только физически развитая, духовно богатая, креативная личность способна создавать и приумножать национальное богатство нашей страны, способствовать продвижению  Республики Беларусь в мировое интеграционное пространство. Именно научно-исследовательская деятельность даёт возможность воспитать активную творческую личность. Поэтому очень важным элементом работы учителя является формирование исследовательской творческой культуры учащихся. Уроки истории позволяют посредством научно-исследовательской деятельности сформировать компоненты этой культуры.

Эффективность реализации учителя в педагогической деятельности зависит от творческого начала самого педагога, от того, насколько он  критично осмысливает программный материал и свой личный опыт обучения школьников.

При этом важно понимать, что для учащихся актуальным является умение учиться – находить ответы на вопросы, воспринимать и перерабатывать информацию, передавать информацию доступно.

Научно - исследовательская деятельность – это наиболее  действенная, практическая и творческая деятельность в системе образования.  За годы работы я неоднократно убеждалась в её эффективности. Выпускники нашей гимназии продолжают с успехом заниматься научно –исследовательской деятельностью в высших учебных заведениях. Новые знакомства, посещение  семинаров, форумов дают  им новый толчёк к самосовершенствованию и саморазвитию.

 

 

Список использованных источников

 

  1. От учебной задачи - к учебному исследованию// Народная асвета, 2009– №11– С.27–32
  2. Дереклеева, Н.И., Добриневская, А.И. Научно – исследовательская деятельность учащихся и учителей: необходимые условия и алгоритмы/ Н.И. Дереклеева, А.И Добриневская. Управление в образовании, 2010 – №9 – С.27–40
  3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии/ Г.К. Селевко. Народное образование, 1998. – C.15 -38.

 

свернуть

Ад часоў мінулых да сучаснасці

04.10.2021

Педагогический проект

государственного учреждения образования

«Боровиковская базовая школа Дзержинского района»

 

Наименование проекта: «Ад часоў мінулых да сучаснасці»

Срок реализации проекта : 01.09.2021-31.08.2022

Заявитель, предлагающий проект: руководство государственного учреждения образования «Боровиковская базовая школа Дзержинского района»;

классные руководители, законные представители учащихся

Цель проекта: познакомить учащихся школы с достопримечательностями  социума, района, республики

Задачи, планируемые к выполнению в рамках реализации проекта:

1.    Разработать Перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения учащимися в рамках проведения внеклассных мероприятий;

2.    Спланировать посещение экскурсионных объектов учащимися на протяжении 2021/2022 учебного года;

3.    Профессиональная ориентация учащихся школы;

4.    Подготовить печатный методический продукт по итогам посещения экскурсионных объектов

Целевая группа: учащиеся от 6 до 16 лет, педагоги, родители (законные представители)

Краткое описание мероприятий в рамках проекта:

Организация пеших, велосипедных, автобусных экскурсий;

посещение социально значимых, исторических, производственных объектов;

знакомство с историей, традициями, интеллектуальным наследием социума, района, республики;

оказание посильной гуманитарной помощи при посещении мемориальных объектов, знакомство с профессиями, производством

Общий объём финансирования (в долларах США):

Источник финансирования:

родительская помощь, спонсорская помощь

Место реализации проекта: Республика Беларусь Минская область, Дзержинский район

Контактное лицо: Заневская Алла Мечиславовна, заместитель  директора государственного учреждения образования «Боровиковская базовая школа Дзержинского района»,

мобильный телефон +375291750528,

рабочий телефон 80171693543,

Email: boroviki@schoolnet.by

 

 

 

                                                                                 Приложение к педагогическому

                                                                            проекту «Ад часоў мінулых да   

                                              сучаснасці»

 

Перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов

 

І ступень обучения и воспитания

 

№ п/п

Экскурсионный  объект или туристический маршрут /способ передвижения

Сроки проведения

Целевая аудитория

Ответственный

1

Мехдвор филиала «Правда-Агро»

 (пешая экскурсия)

Октябрь 2021

Учащиеся 1-4 классов

Сокольчик Нина Анатольевна

2

ГУО «Эколого-биологический центр Дзержинского района»

(автобусная экскурсия)

Январь 2022

Учащиеся 1-4 классов

Недвецкая Наталья Николаевна

3

ГО «Дзержинский районный центр культуры и народного творчества»

(автобусная экскурсия)

Март 2022

Учащиеся 1-4 классов

Семенова Оксана Викторовна

4

ГУ «Дзержинский районный историко-краеведческий музей»

(автобусная экскурсия)

Май 2022

Учащиеся 1-4 классов

Рак Людмила Григорьевна

 

ІІ ступень обучения и воспитания

№ п/п

Экскурсионный  объект или туристический маршрут /способ передвижения

Сроки проведения

Целевая аудитория

Ответственный

1

1. Музей миниатюры «Страна Мини» ;

2. Музей истории Великой Отечественной войны г. Минска;

3. Государственный литературный музей

 Я. Купалы;

4. Музейный комплекс старинных народных ремесел и технологий «Дудутки»

Октябрь 2021

 

Январь 2022

 

Март 2022

Июнь 2022

 

Учащиеся

5 класса

 

Семенова Оксана Викторовна

2

1.    РУПП «Гранит»

(автобусная экскурсия

 г. Микашевичи);

2. Производственный объект «Комплекс КРС «Боровики»;

3. Музей истории слуцких поясов  ((автобусная экскурсия  г. Слуцк);

4. Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

Октябрь 2021

 

Декабрь 2021

 

Март 2022

Июнь 2022

 

 

Учащиеся

6 класса

 

 

Миронова Наталия Владимировна

3

1.    Экскурсия в осенний лес (пешая);

2.    Производственная экскурсия в УЗ «Боровиковский ФАП»;

3.    Народный историко-краеведческий музей в д.Новоселки

4.    Национальная библиотека Беларуси;

5.    Центр экологического туризма «Станьково»

Октябрь 2021

Январь 2022

 

Март 2022

 

Май 2022

 

 

 

Учащиеся

7 класса

 

 

Колосова Елизавета Вячеславовна

4

1.   Мемориальный комплекс «Курган Славы»;

2.   Музей истории

д. Великое Село;

3. Национальная библиотека Беларуси;

4. Центральный ботанический сад г. Минска

Ноябрь 2021

 

Январь 2022

 

Апрель 2022

 

Май 2022

 

 

Учащиеся

8 класса

 

 

Акула

Мария Михайловна

5

1.  Производственная экскурсия в Станьковский РТП «Магазин №106 д.Боровики»;

2.       Производственная экскурсия в УЗ «Боровиковский ФАП»;

3.       Историко-культурный объект «Лидский замок»;

4.       Обзорная экскурсия «Старый город» г. Минск

Ноябрь 2021

 

Декабрь 2021

 

Апрель 2022

 

Июнь 2022

 

Учащиеся

9 класса

 

Заневская

 Зоя Вячеславовна

6

1.  Посещение военной части 30151 г. Фаниполя;

2.  Наземный комплекс управления спутником

 д. Станьково

Ноябрь 2021

 

Январь 2022

 

Учащиеся

7-9 классов

 

Логинов Владимир Михайлович

 

свернуть

Педагогический проект

01.09.2021
«Физико-математические законы и спорт» проект учителя математики, физики и информатики Гриценко Дмитрия Сергеевича
развернуть

Педагогический проект

государственного учреждения образования

«Боровиковская базовая школа Дзержинского района»

 

Цель проекта: создание современных условий для занятий спортом в учреждении образования

Наименование проекта: «Физико-математические законы и спорт»

Педагог-заявитель, предлагающая проект:

Гриценко Дмитрий Сергеевич

Цели проекта:

1.  привлечение учащихся и их родителей к занятиям физической культурой и спортом с целью предотвращения преступлений и административных правонарушений;

2.  создание условий для развития логического и пространственного мышления по геометрии посредством проведения спортивных игр;

3.  создание условий для занятия физической культурой и спортом учащихся с последующим анализом на уроках математики и физики.

Задачи, планируемые в рамках реализации проекта:

1.      изучение физико-математических законов и популяризация занятий физической культурой и спортом среди учащихся, родителей (законных представителей).

Целевая группа: учащиеся, родители (законные представители), педагоги

Краткое описание мероприятий в рамках проекта:

1.     разработка комплексных мероприятий по реализации взаимосвязи математики, физики и физической культуры и спорта;

2.     реализация мероприятий на практике

Общий объём финансирования: 0

Источник финансирования: -

Место реализации проекта: Минская область, Дзержинский район, д. Боровики, ул. Школьная, д. 4

 

свернуть