Методическая копилка "Родительский университет"

Семинар с элементами тренинга «Профилактика жестокого обращения с детьми»

23.09.2023
«Профилактика жестокого обращения с детьми» в рамках проекта "Родительский университет"
развернуть

Семинар с элементами тренинга «Профилактика жестокого обращения с детьми»

Категория: классные руководители

Подготовила: Колосова Е.В., педагог социальный

Цель семинара: осмысление ключевых проблем в развитии детей, переживших жестокое обращение и насилие. 

Задачи:

  1. Познакомить классных руководителей с научно-методическими подходами к понятию «жестокое обращение».
  2. Осознание и осмысление членами педагогического коллектива необходимости изучения возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка.
  3. Создать информационные и методические рекомендации по профилактике насилия и жестокого обращения.

 

Формы и методы работы:

-Комплекс упражнений разработан для классных руководителей. Продолжительность встречи 45 минут.

-Занятие с элементами тренинга.

 

Ожидаемые результаты:

-классные руководители  ознакомлены с понятием и видами жесткого обращения с детьми.

-классные руководители подготовлены к реагированию в ситуации травли и насилия.

-повышение культуры толерантности в диаде «воспитатель-воспитанник».

 

Ход семинара:

Ведущий семинара:

          Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы остановимся на рассмотрении важной проблемы насилия и жестокости по отношению к детям. Для выяснения степени ее актуальности, предлагаю вам ознакомиться со следующими данными: как показывает статистика, ежегодно в Беларуси более 100 тысяч детей подвергаются насилию, около 30 тысяч погибают. 85% родителей детей до 12 лет используют физические наказания, но только 8 из 10% из них считают их эффективным методом воспитания, а 65% предпочли бы воспитывать детей как-то иначе, но не знают как. Таким образом, физические наказания и насилие в семье являются наиболее доступным средством воспитания в семье и в обществе. Как же осуществить воспитание без наказания? Сегодня мы попробуем это сделать.

 

 

 

  1. Упражнение «Психологическая зарядка».

 

Ведущий семинара:

 Уважаемые классные руководители, многие из вас являются родителями. Выполните определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:

       Если в вашей семье время от времени возникают (или возникали) “приступы непослушания” - похлопайте в ладоши.

      Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - дотроньтесь до кончика носа.

      Если вы считаете себя хорошим родителем - постучите кулачком в грудь.

     Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком - моргните правым глазом.

     Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой.

     Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.

   Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье - погладьте себя по голове.

 

  1. Ведущий семинара: А теперь послушайте мини-лекцию: «Жестокое обращение с детьми».

      Жестокое обращение с детьми – это умышленные или неосторожные действия со стороны взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию.

По степени тяжести выделяют 4 уровня насилия над детьми:

- пренебрежение нуждами;

- эмоциональное;

- физическое;

- сексуальное.

         ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ) НАСИЛИЕ – это хронические формы поведения, при которых ребёнка унижают, оскорбляют, высмеивают, тем самым нарушая нормальное развитие его эмоциональной сферы. Психологическое насилие включает в себя продолжающееся, длительное и распространяющееся поведение. Выделяют 6 форм поведения, приводящих к эмоциональному насилию:

  1. Отказ родителей от детей.

 

  1. Изоляция детей:

а) эмоциональная,

б) физическая.

  1. Запугивание.
  2. Постоянные оскорбления.
  3. Игнорирование.
  4. Развращение детей.

       ФИЗИЧЕКСОЕ НАСИЛИЕ— это чаще всего побои, затрещины и различные телесные повреждения от родителей, других взрослых или детей. Также это могут быть не опасные для жизни, но унизительные действия — «опущения». В связи с этим дети могут рассматривать обязанности по дому в семье как что-то унизительное: «я вам не раб, я вам не шестерка».

        СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ— любое сексуальное действие по отношению к ребенку: прикосновения к гениталиям, эротические поцелуи, требование от ребенка этих действий, половой акт. Сюда же относятся наблюдения за действиями сексуального характера, показывание детям порнографии и привлечение их к таким съемкам, привлечение к проституции и др.

  1. Упражнение: «Как проявляются травмы прошлого».

 

Ведущий семинара: Травму, которую пережил ребенок, может проявиться в поведении ребенка впоследствии самым неожиданном образом. Сейчас мы при помощи специальных упражнений попробуем увидеть, как это происходит. Сейчас мне нужна будет одна пара добровольцев. Выберите: кто из вас будет ребенком, а кто воспитателем. Сначала мне нужен один доброволец, с которым мы вместе выйдем за дверь: Сейчас вы должны изобразить ребенка, у которого в жизни случилось, что - то страшное, связанное для вас с цифрой 3. Если услышишь это слово — значит, тебе грозит опасность, нужно скорее сесть на пол и закрыть голову руками». Сейчас я хочу пригласить классного руководителя: «Научите ребенка считать до пяти».

    Рефлексия:

   Вопрос классным руководителям: Что вы испытывали, когда пытались поиграть с ребенком, научить его чему-то, проявить заботу, а получили неадекватную реакцию?

       Ребенок, переживший насилие настороженно относится к любым контактам с взрослыми. Он старается избегать таких контактов, по-своему трактует любые, на ваш взгляд, безобидные действия, жесты или слова. Обсуждение в большой группе.

 

Последствия детских травм могут быть очень длительными и серьезными, но это не приговор на всю жизнь. С чем-то помогут справиться специалисты, что-то ребенок преодолеет сам, набравшись сил и получив поддержку. Важно помнить, что, каковы бы ни были обстоятельства, любой ребенок внутреннее стремится расти, развиваться, быть здоровым и счастливым. Если он попадет в благоприятные условия, почувствует себя в безопасности, получит тактичную, терпеливую поддержку, он обязательно использует эту возможность для преодоления своих проблем

 

4.Упражнение «Что если….».

Ведущий семинара: Предотвратить травмирующие события и насилие над детьми возможно. Давайте остановимся на разных способах предотвращения различных видов насилия. Для профилактики возникновения опасных ситуаций и сексуального насилия можно использовать игру «Что если» - это игра, в которую можно играть с детьми, чтобы помочь им провести "мозговой штурм" по тому, что им делать в опасной ситуации. Если у ребёнка есть опережающий план, это важно для того, чтобы уменьшить его беззащитность перед насилием. Время за едой, перед сном, или поездка — подходящее время для такой игры. Создайте ситуацию, в которой игру можно начать спонтанно, вроде той, когда ваш ребёнок задает вам вопрос или рассказывает о своем знакомом.

        Игра проводится с помощью вопроса "А что, если?..", который вы задаете ребёнку, а потом даете ему ответить. Ключ в том, чтобы дать самому ребёнку высказать идею, а потом похвалить и одобрить ее. Можно задать примерно такие вопросы:

Что, если у тебя сломался велосипед, а незнакомец предлагает отвезти тебя домой?

Что, если нас нет дома, а в дверь звонит монтер и говорит, что пришел наладить телефон?

Что, если приходящая няня делает с тобой какие-то вещи и просит тебя никому об этом не говорить?

Что, если кто-нибудь трогает тебя так, как тебе это не нравится или смущает?

  1. Упражнение «Запрещаем - разрешаем».

      Ведущий семинара: Наиболее часто к физическому наказанию приходиться прибегать в случаи постоянного непослушания детей. Во избежание этого необходимо в игровой форме объяснить ребенку какие правила существуют в вашей семье строго их придерживаться.

 

    Посмотрите, перед вами находятся 3 мольберта, соответствующие зонам запрета. На мольберте прикрепляются бумажные цветы:

        Зеленый символизирует зону «Полная свобода» – это все, что можно ребенку всегда и везде по его собственному усмотрению.

      Желтый – зону «Относительная свобода» – действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Можно действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила. Именно в этой зоне ребенок приучается к внутренней дисциплине. Внешние ограничения со временем переходят в собственные самоограничения.

     Красный – зону «Запрещено» – действия ребенка, которые для него неприемлемы ни при каких обстоятельствах.

     А теперь уважаемые педагоги, составьте список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам. Полученные результаты анализируются.

  1. Ритуал прощания: «Самым полезным для меня было…».

 

Ведущий семинара: Наш тренинг подошел к концу: предлагаю завершить его так: мы будем передавать мяч по кругу и продолжать фразу: «Самым полезным на тренинге для меня было….».

 

 

свернуть

Профилактическая беседа-консультация

21.10.2023
«Детство без жестокости и насилия» ( для законных представителей в рамках проекта "Родительский университет")
развернуть

 

Подготовила: Колосова Е.В., педагог социальный

-Здравствуйте, уважаемые родители!

  Нашу встречу разрешите мне начать словами известного психолога Антона Семеновича Макаренко:

Наши дети – это наша старость;

плохое воспитание – это наше горе,

это наши слёзы, это наша вина перед

  другими людьми, перед всей страной.

                                                                                                   Слайд1

        Сегодня мы с вами обсудим проблему существования насилия, жестокости с детьми, познакомимся с причинами, видами насилия  и поговорим о том, как уберечь себя и ваших детей от этой трагедии. Возможно кто - то из вас подумал «зачем мне это? Со мной ничего подобного произойти не может!» Надеюсь, что это будет так, а наш разговор останется только разговором.                

        Тема нашей встречи серьёзна и трудна. Это тема проявления нашими с вами детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти проявления живут не только среди нас, взрослых, но и среди наших детей. И возраст проявления агрессивного поведения  явно помолодел.                     -  Давайте рассмотрим какие же бывают виды насилия . Слайды  2-6

 

       А сейчас мы с вами попытаемся разобраться, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.

      Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства) и физически (ударили).

 

   -    А  теперь  я попрошу вас  посмотреть на ответы детей, с которыми было проведено анкетирование по данному вопросу. (на мониторе)

    - Давайте же попробуем разобраться, чем может быть спровоцировано такое поведение ? (ответы родителей)

  1. Такое поведение можно расценить как импульсивность. Например, один толкнул другого, тот ему ответил мгновенно, не успев сообразить, что можно сделать еще. Завязалась драка.

 

  1. Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация. И в развитии драчливости детей огромную роль играет пример родителей.

            Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления. Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой его жизни.

          Помните, если Вы зачастую наказываете ребенка физически, то у него происходит перенос подобного поведения на своих сверстников. Он просто копирует Ваше поведение.  Вы должны помнить, что физическое насилие, как правило, дает временный результат, но зато вызывает  у ребенка агрессивность.                                              Слайд 7

  1. Развитию драчливости способствуют телевидение и компьютерные игры. Естественно, изолировать детей от телевизора практически невозможно, но ограничить количество просматриваемых программ, а особенно фильмов, насыщенных сценами драк, физического насилия, просто необходимо. Содержание компьютерных игр также нужно контролировать.

  - Иногда мы, родители, ведём себя очень неадекватно — готовы растерзать ребёнка за разбитую вазу, испорченную вещь, а то, что он пнул, например, беспризорного котёнка, мы спускаем ему с рук. При этом мы сами же его в некоторой степени оправдываем  «он не понимает, он нечаянно, я сделаю замечание и он больше так не будет». 

                                                                                                          Слайд 8

               - Уважаемые родители! Дети не могут сами сдерживать свои агрессивные инстинкты. Их необходимо этому  учить.  Давайте подумаем, как же это можно сделать? (предполагаемые ответы родителей)

    Обратите пожалуйста внимание на последствия насилия для детей.

 

                                                                                                               Слайд 9

             - Да, Вы правы. Расскажите ребенку о возможных способах выражения гнева и ярости.

  1. При любой возможности - когда показывают драку по телевизору, когда вы видите дерущихся детей или ребенок гневно замахнулся на кого-то - объясняйте ему, что использование неприемлемо, что вредить другому человеку плохо. Сейчас сделать это будет очень сложно. Вам понадобится много раз повторять это, чтобы внушить ребенку, но постепенно он усвоит это положение, как закон.
  2. Уделяйте внимание хорошему поведению. Часто ребенок начинает драться, чтобы привлечь к себе внимание, если его игнорируют или не хвалят, когда он ведет себя хорошо. Дети, которым кажется, что на них не смотрят, пойдут на все, вплоть до драки со сверстником, чтобы привлечь к себе внимание. Реагируйте на хорошее поведение ребенка, чаще хвалите его.
  3. Узаконьте чувства ребенка. В отличие от действий любые чувства приемлемы. Дайте возможность выпустить пар. Для этого можно в домашних условиях:

               - замешивать и мять тесто;

              - кувыркаться;

               - комкать газету и бросать ее в стену;

               - можно предложить ребенку нарисовать карикатуру на обидчика, а затем ее     порвать;

               - плескаться в ванне.

 

  1. Позволяйте ребенку кричать, выплескивать отрицательные эмоции. Если агрессии не дать выхода через слова, она проявится в поведении. Для этого можно использовать ”кастрюлю гнева”, ”мешок обид” и т.д. 

                                                                                                 Слайд 10

       И, конечно, нельзя оставлять без внимания больной вопрос всех родителей — наказание. За проявление жестокости и нанесение вреда людям  наказание должно быть  серьёзным. Насчёт физической расправы мнения разных специалистов очень противоречивые. Кто-то утверждает, что физические наказания травмируют ребёнка, кто-то говорит, что в меру они несут пользу. Тонкий момент заключается в том, что иногда просто нет другого выхода — ребёнок не понимает слов. Бывают ситуации, в которых требуется серьезное внушение, шоковая терапия — с помощью физического наказания. Но это не должно перейти в регулярное рукоприкладство… А что думаете Вы по этому поводу? Заполните пожалуйста предложенную вам анкету. (включить тихую спокойную музыку)

       В завершении нашей встречи я хочу раздать вам памятки с дополнительной информацией, которая я уверена вызвала бы у вас размышления и желание построить взаимоотношения в семье по-новому. ... Слайд 12-13

       Берегите себя и своих близких!

 

 

 

 

 

свернуть

Час вопросов и ответов

13.11.2023
Занятия с учащимися в 6-ой школьный  день на платформе "Профилактическая" в рамках проекта "Родительский университет"
развернуть

Час вопросов и ответов "Школа жизненных навыков "

(занятия с учащимися в 6-ой школьный  день на платформе "Профилактическая")

Подготовила: Колосова Е.В., педагог социальный

Форма проведения: работа в группах с учащимися 8-9 классов.

Оборудование: мультимедийная презентация "Школа жизненных навыков", раздаточный материал.

Задачи:

  1. Актуализация знаний о социальном успехе, полученных на предыдущих часах общения
  2. Формирование социальных компетенций обучающихся: умение делать правильный выбор, способность отстаивать своё мнение, уметь сотрудничать не только со сверстниками, но и со взрослыми.

 

Ход часа общения

         Сегодня мы с вами продолжаем разговор о вашем будущем. Нет, наверное, на земле человека, который бы не мечтал стать успешным в жизни. И это правильно! В этом учебном году, начиная с 1 сентября, мы с вами по кирпичикам пытаемся построить дом успешного человека. О каких же этажах нашего дома мы уже вели разговор? (На доске макет дома с этажами: здоровье, досуг, семья, профессия, общество, успех)

  1. Вопросы:

- Почему фундаментом нашего дома является здоровье человека?

- Какие у вас возникают ассоциации с этим словом? (В тетради для часа общения напишите или нарисуйте вашу ассоциацию).

- А достаточно ли человеку только физического здоровья, чтобы подняться вверх к успеху?

- Что значит быть физически здоровым?

- Каким ещё человек должен обладать здоровьем? (крепится на доску к дому нравственное здоровье, психическое здоровье)

       Сегодня мы попробуем построить лестницу, чтобы добраться до верхнего этажа нашего дома и попасть в комнату успеха. А для этого необходимо  кроме  физического, и нравственное здоровье тоже.

- А что же такое нравственное здоровье? Наши ребята - информаторы работали со словарями.(зачитывают формулировки)

  1. Сегодня мы опять работаем по группам.

Я предлагаю вам рассмотреть ситуацию "Перед вами две дороги. Выбирайте:.."  (Дети инсценируют ситуацию)

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

- Подожди, я подойду к нему,- сказала девушка.

- Не вздумай, он грязный, ты подцепишь от него заразу, - ответил юноша.

- Отпусти, видишь у него сломана нога и кровь на штанине.

- А нам- то что, он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам виноват. Работать надо, а он ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я все равно пойду,- девушка вырвала свою руку.

- Я тебя не пущу, ты моя девушка и не смей общаться со всякими:..

Но девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине.

- Что с вами?- спросила она его.

- Я сломал ногу и не знаю,  где в этом городе больница, я не местный.

- Сейчас, потерпите, нужно вызвать "Скорую".

- Спасибо, девушка, спасибо.

- Послушай, - обратилась девушка к юноше,- у тебя нет " мобильника?"

Парень промолчал. Девушка вопросительно взглянула на него и почувствовала брезгливость к нему.

   Девушка опустилась к мужчине, а юноша пошёл прочь.

- У Вас перелом, я пойду к автомату вызвать врача.

- Девушка, - окликнул её мужчина, - спасибо вам, вы обязательно найдёте счастье!

 Учитель: Давайте обсудим ситуацию, ответив на вопросы.

- Почему Паша отказался помочь?

- Как бы вы поступили в этом случае?

- Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

- Можно ли сказать, что Паша физически здоровый, а нравственно не здоровый? Почему?

- Кто в этой ситуации оказался нравственно здоровым? Почему?

- Какие нравственные качества проявились у Маши в сложившейся ситуации?

- Что такое милосердие в словаре?

- Какой можно сделать вывод?

  1. Учитель: Могут ли нанести урон здоровью человека вредные привычки? А какие это вредные привычки?

 

- На пути к успеху вас обязательно будут подстерегать вредные привычки, и очень важно уметь сказать "Нет".

 

У вас в группах есть диалоги, разыграйте их, пока звучит музыка.

 

Диалоги.

 

1.- Я сегодня пачку сигарет на спор выиграл. Курить будешь?

- Нет, я не курю.

- Сейчас же все курят, ты что не крутой?

- Значит не крутой.

- А, ты здоровье бережёшь, хочешь, чтоб все вокруг были больные, а ты здоровый. Да?

- Не кури и ты, тоже будешь здоровым.

- А если мне нравится курить!

- А мне нравится не курить.

 

2.- Давай деньги, напитка купим.

- Нет у меня денег.

- Я тебе займу, потом отдашь.

- У меня правило: никогда не брать взаймы.

- Ну. Мы тебя так угостим.

- Да нет. Я пить не хочу.

- Ну, за компанию посидишь.

- За компанию ни пить, ни сидеть не хочу.

- Ты что, откалываешься от коллектива?

- Нет, просто мне это неинтересно.

 

3.- Хочешь улететь далеко- далеко, могу колесо дать, сразу забудешь обо всех проблемах.

- Нет, я со своими проблемами и без колёс справлюсь.

- Даже Рональдо и то колёса глотал.

 Ну и пусть глотает, я же не попугай, чтобы за ним повторять.

- Так ты ж кайф поймаешь!

- Мне и без кайфа неплохо.

- В жизни всё надо испытать.

- А я так не думаю.

- Все, кто колёса пробовал, не жалеют.

- А я не жалею, что не пробовал.

Учитель:

- Одобряете ли вы поведение героя?

- Как ему удалось отбиться от сомнительного предложения?

- Кто вёл себя достойно?

 

- Что такое достоинство в словаре?

Учитель:

 Есть такие слова: "Человек сам судья и сам творец каждого дня нашего". Как вы их понимаете?

    Мы с вами обязательно должны анализировать прожитый день, что сделано не так, что можно осудить в себе, что одобрить.

  1. Продолжаем работать в группе. У вас есть разрезанные пословицы, соберите их, объясните их. ( Доброе слово лечит, злое калечит. Делай другим добро - будешь сам без беды. Добрая слава лежит, а худая бежит.)

- Не только народ сочинял пословицы о доброте, это затрагивали и известные во всём мире люди. Внимание на слайд:

Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. В. Гюго.

Доброта - это то , что может услышать глухой и увидеть слепой. М. Твен.

- Почему доброту Гюго сравнивает с солнцем? Как вы понимаете слова Твена?

- Что вы чувствуете при слове доброта?

        Эти компоненты здоровья, вообще, и существуют для того, чтобы приблизиться к успешной жизни, именно так нужно жить каждому из нас.

  1. Давайте немного отдохнём, проведём такое упражнение. Я читаю лозунг, если он правильный, вы хлопаете в ладоши, если нет- просто сидите.

- Здоровье - путь к успеху.

- Здоровье - это моё личное дело.

- Здоровье человека в его руках

- Здоровье каждого обеспечивает развитие общества.

6.Вернёмся к эпиграфу нашего урока, как вы его понимаете?

- Какие же компоненты составляют нравственное здоровье человека?

 

В вашей маленькой корзинке

Много качеств разных есть.

Всех их нам не перечесть!

Выбирая, не спеши,

Бери, что важно для души!

- Строим на доске лестницу к успешной жизни...

- Почему не все качества ваши группы взяли?

Заключительный этап:

Обратите внимание на слайд. Закончите предложения:

- Преуспевающий человек – это...

- Если человек умеет…, то он состоится в жизни.

 

 

свернуть

Родительское собрание «Главные правила здорового образа жизни»

20.10.2023
Цель: Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов, используя просветительскую работу среди родителей. Задачи: Показать актуальность темы Познакомить с основными правилами здорового образа жизни Выяснить причины соблюдения этих правил Показать взаимосвязь здоровья школьника и их успехов в учёбе. Дать практические рекомендации по применению этих правил Организовать диалог учителя и родителей по этой проблеме
развернуть

Родительское собрание «Главные правила здорового образа жизни»

Цель: Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов, используя просветительскую работу среди родителей.

Задачи:

Показать актуальность темы

Познакомить с основными правилами здорового образа жизни

Выяснить причины соблюдения этих правил

Показать взаимосвязь здоровья школьника и их успехов в учёбе.

Дать практические рекомендации по применению этих правил

Организовать диалог учителя и родителей по этой проблеме

Форма проведения: круглый стол

Подготовительная работа:

 

Анкета для родителей

1.Что такое здоровый человек?

_______________________________________________

  1. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

________________________________________________

  1. Что влияет на ухудшение здоровья вашего ребёнка?

_________________________________________________

 

  1. Какие рецепты вы можете предложить для правильного рационального питания?

(из вашего семейного меню)

_______________________________________________________

 

  1. Делают ли ваши дети зарядку утром?

____________________________________________________

 

  1. Каким видом спорта занимается ваш ребёнок?

________________________________________________________

 

  1. Что для вас важнее: здоровье ребёнка или его отличная учёба в школе?

 

Рисунки детей «Если хочешь быть здоров»

 

Приглашения для родителей на собрание

 

Оборудование:

таблица «Здоровье = Рациональное питание +Двигательная активность +Положительные эмоции», рисунки детей, результаты анкет.

 

 

Вступление.

Каждую осень порог школы переступают ученики. Все они разные: маленькие и большие, застенчивые и не очень, робкие и самостоятельные. Перед нами стоит задача помочь нашим детям приобрести новые знания, вырасти здоровыми и сильными.

Всем известна пословица: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, а здоровье потерял – всё потерял»

По данным Министерства здравоохранения РБ, 90% детей имеют существенные отклонения в состоянии здоровья, у 60-70% наблюдаются мозговые дисфункции, а 35% вовсе хронически больны, и лишь 5-10 % детей приходят в школу с диагнозом «здоров». Не редко для учителя стала просьба ученика дать ему таблетку от головной боли, а снижение памяти, усталость и невозможность сосредоточиться в конце учебного дня стали непременным атрибутом современного школьника. Почти все нынешние дети повышенно нервно возбудимы, чаще всего физически ослаблены вследствие неполноценного питания, экологического и социального неблагополучия условий жизни.

По мнению специалистов-медиков. 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит?

Какие правила надо соблюдать, чтобы быть здоровым человеком? Сегодня попытаемся найти ответы на эти вопросы и получить практические рекомендации по их применению.

Мнение родителей:

  1. Что такое здоровый человек?

весёлый, бодрый, жизнерадостный, энергичный, крепкий, сильный, не больной.

  1. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

заниматься спортом, делать зарядку, употреблять витамины, быть на свежем воздухе, соблюдать режим дня, избегать перегрузок, полноценное питание, эмоциональное и психическое спокойствие, закаляться, ходить пешком.

3.Что влияет на ухудшение здоровья вашего ребёнка?

настроение, погода, питание, длительное пребывание у телевизора, экология, утомляемость, окружающая среда, недосыпание, недоедание, нервные стрессы, большие нагрузки в школе, занятие на компьютере.

Итак, что же такое здоровье?

Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье это физическое, психическое и социальное благополучие.

Другими словами здоровье является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом, включая влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов.

Рациональное питание.

Поздно носить в больницу

килограммы апельсинов,

лучше до этого ежедневно

давать тертую морковь…”

На первом месте, конечно, должно быть правильное, рациональное, т.е. разумное питание. Мы то, что едим. Другими словами, наш организм состоит из того, что мы потребляем в пищу. Что же едят наши дети? Что они любят? Что они не любят? (обмен мнениями среди родителей, выступление учителя по материалам наблюдения за питанием детей в школьной столовой) Важно не только то, что едим, но и в какое время. Принимать пищу нужно 4-5 раз в день маленькими порциями, ни в коем случае не переедая на ночь.

Советы:

1.Нужно стараться разнообразить пищу, чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества

  1. Булочек и сладостей надо есть поменьше
  2. Не надо есть много жареного, копчёного, солёного, острого
  3. Утром перед школой дети должны обязательно завтракать.

Проблемная ситуация

Мальчик съел на обед: кашу с сахаром, какао со сладкой булочкой, кусок торта, шоколадку. Хороший ли обед получился у мальчика? Почему? Какие блюда вы рекомендовали бы для родителей этого мальчика?

(^ Обсуждение проблемы родителями, высказывание по данному вопросу)

Привести примеры рецептов правильного рационального питания

(взять из анкет)

Итак, рациональное питание – употребление чистых, натуральных продуктов, обязательное соблюдения режима питания.

Двигательная активность.

«Жизнь – это движение»

Современные дети стали меньше двигаться. Куда же исчезла двигательная активность? Появились многосерийные фильмы, кто-то придумал “тихие” игры и дети стали само “послушание”! Играют в разные головоломки, просиживают часами перед мониторами компьютеров и радуют своих родителей тем, что те наконец-то могут заняться своими делами. Ребенок пришел в школу. Его усаживают за парту, и его двигательная активность снижается на 50 %. Физическая нагрузка крайне необходима детям. Она не только тренирует сердце и сосуды, но и развивает мышцы, которые при необходимости приходят на помощь всему организму.

Для того чтобы быть здоровым необходимы регулярные занятия спортом. Но как часто родители стараются достать справку об освобождении от этих уроков! Родители даже не подозревают, что наносят вред не только физическому состоянию своего ребёнка, но и умственному!

Исследования, проведённые в институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, выявили взаимосвязь между показателями психических процессов и отдельных двигательных качеств. С возрастом эти связи меняются.

Советы:

Виды упражнений, развивающие координацию движений.

Бег, прыжки, усложненные необходимостью ориентироваться в пространстве при строгом лимите времени

Упражнения с предметами, требующими точных и согласованных движений.

Основная цель - научить детей мгновенно принимать решение и подчинять движения своего тела этим командам

Лучше всего начинать с бега. Необходимо заставить «мыслить» в движении: менять направление и скорость бега, преодолевать препятствия. Можно чередовать бег с прыжками. После того как они их освоят, вести упражнения для рук

Положительные эмоции.

«Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе» Л.Н.Толстой

На вопрос: что для вас важнее: здоровье ребёнка или успехи в учёбе?

Все единодушно ответили: здоровье

Особенности школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определённого результата. Неоправданные ожидания педагогов, родителей и самих детей приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам. А это, в свою очередь приводит к тому, что у детей пропадает желание учиться и просто активно, интересно жить. Дети становятся зачастую злыми и агрессивными. У них возникают проблемы не только со здоровьем – но и являются трудности в учении.

Но бывает, что ребёнок на протяжении долгого времени находится в переживании, стрессе, волнении или на кого-то сердится, кому-то завидует. Другими словами, он испытывает отрицательные эмоции. А они-то, оказывается, очень вредны для здоровья. Чтобы ребёнок был здоровым, он должен большую часть жизни испытывать положительные эмоции.

«Чтобы не попасть в сети стресса, нужно уметь управлять своими чувствами» Д.С. Лихачёв.

Тренинг

итуация

(разыгрывают родители)

Ребёнок пришел с улицы на 3 часа позже, чем обещал. Вы встречаете, готовые отругать. Ваши действия……..(помните: не должно быть отрицательного эмоционального всплеска)

ситуация

Ребёнок получил двойка, и знает, что за неё попадёт. Что вы скажите? Как поступите в данной ситуации?

Положительные эмоции – это третье слагаемое здоровья.

Рефлексия. Если бы вам сейчас пришлось ответить на вопрос « Что надо делать, чтобы мой ребёнок был здоровым?» (родители записывают свои мнения и прикрепляют на лист ватмана. Получается коллективная газета: рисунки детей, советы родителей)

Памятка для родителей.

Уважаемые папы и мамы! Помните!

  • Самое главное – сохранить физическое и психическое здоровье ребёнка.
  • Разговаривайте со своим ребёнком о необходимости беречь собственное здоровье.
  • Собственным примером демонстрируйте своему ребёнку уважительное отношение к собственному здоровью.
  • Не позволяйте ему выполнять режим дня от случаю к случаю.
  • Если ребёнок болен, но протекание болезни позволяет ему делать зарядку и он этого хочет – не препятствуете ему.
  • Посещайте вместе с ним спортивные мероприятия и праздники, особенно детские.
  • Бывайте вместе с ним на воздухе, участвуйте в его играх и забавах.
  • Дарите ребёнку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья.
  • Не смейтесь над ребёнком, если он выполняет какое-то упражнение не так.
  • Приветствуете его общение со сверстниками, которые занимаются спортом.
  • Не ждите, что здоровье само придёт к вам. Идите вместе со своим ребёнком ему навстречу!

Заключение.

А в заключение познакомьтесь с самым лучшим рецептом здоровья и счастья:

«Возьмите чашу терпения, влейте в неё полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Всё это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути».

Психологическая игра: «Здоровый образ жизни в семье»

с элементами тренинга для родителей.

Цель: укрепление осознанности необходимости вести здоровый образ жизни.

Задачи:

- обсудить понятие «Здоровый образ жизни» и его составляющие;

 - развивать критическое мышление; - отрабатывать умения вести дискуссию;  

Ход занятия:

  1. Упражнение «Улыбка».

Участникам предлагается «передать» улыбку по кругу.

  1. Введение в тему:

Говорят: «Самое ценное у человека – жизнь, Самое ценное в жизни – здоровье».

Здоровый образ жизни, что это? Как вы считаете?

  1. Блиц-опрос участников.
  2. Игровое упражнение «Поменяйтесь местами». Участники сидят по кругу, ведущий встает и убирает стул. Задаются вопросы, при положительном ответе, ребята должны поменять место.

Примерные вопросы: - У кого здоровые зубы?… поменяйтесь местами - У кого крепкие нервы?

- Кто спит 8 часов в сутки?

 - Кто каждый день ест овощи?

- Кто каждый день есть фрукты?

- Кто питается 5 раз в день?

- Кто ложится спать до 10 часов вечера?

- Кто любит физкультуру?

- Кто делает утреннюю гимнастику?

- Кто больше двух часов в день находится на улице?

- Кто не курит?

  1. Тест «Я и мое здоровье» Вам предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да» или «нет». Лучше при ответах быть откровенным, ведь полученная информация по результатам тестирования, дает возможность поразмышлять над своими привычками и понять, что же нужно делать, чтобы сохранить свое здоровье в полном порядке на долгие годы. Думая над ответами, применительно к некоторым утверждениям, мысленно подставляйте слова «как правило». Таким образом, если данное утверждение характеризует вашу обычную манеру поведения, то вы отвечаете «да», если это случается с вами редко, то нужно отвечать «нет».
  2. У меня часто плохой аппетит. 2. После нескольких часов работы начинает болеть голова. 3. Часто я выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым. 4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания. 5. Я почти не занимаюсь спортом и физическими упражнениями. 6. Последнее время несколько прибавил в весе. 7. У меня часто кружится голова. 8. В настоящее время я курю. 9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний. 10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

Обработка результатов: за каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и посчитайте сумму.

1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего здоровья. 3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его растратили довольно основательно. 7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки.

Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, особенно если набрали от 7 до 10 баллов. Но вам все же лучше задуматься над своим образом жизни, над теми привычками, которые влияют на ваш организм.

  1. Упражнение «Комплименты». Профилактикой любой хвори является хорошее настроение. А оно во многом зависит от тех слов, что мы слышим.  (Участникам предлагается сказать соседу слева комплимент и так по кругу).
  2. Рефлексия. Упражнение «Хвасталки». Наша встреча заканчивается, сейчас подумайте, что нового вы узнали сегодня, какие чувства и эмоции переполняли вас. Ведущий начинает рассказывать, что для него было новым на этой встрече, сосед слева должен сказать: «Я рад за тебя, но, кроме того, я узнал…» и так далее по кругу.

 

 

 

 

 

 

свернуть

Адаптация первоклассника к школе

01.09.2023
«Адаптация первоклассника к школе»          Цель – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Задачи:  - познакомить родителей с вопросами адаптации ребёнка к школе, их решением; - проанализировать своё отношение к этой проблеме; - предложить практические советы по адаптации первоклассников;  -научить родителей понимать свои родительские права и обязанности, уметь правильно их применять в общении со своими детьми.
развернуть

 

Форма работы: информационно-аналитическая беседа с элементами ситуативного практикума.

Ход родительского собрания.

  1. Приветствие. Вступительное слово учителя.

Уважаемые родители! Ваши дети переступили порог школы. Им предстоит привыкать к новым условиям своего существования, к перемене режимных моментов, к необходимости выполнения тех требований, которые им предъявляют взрослые, к сотрудничеству с новым коллективом взрослых и сверстников.

- Как вы считаете, легко ли им самостоятельно справиться со всем этим?

- Можем ли мы (а возможно, и обязаны), взрослые, им помочь?

- Не кажется ли вам порой, что и мы сами иногда оказываемся в тупике: что делать?

Уверена, что каждый из вас абсолютно все готов сделать для своего ребёнка, но что именно, как это сделать педагогически оправданно? Наверное, нам вместе стоит сегодня об этом подумать, поразмышлять, чтобы осталось как можно меньше вопросов и "белых пятен" на пути адаптации детей к школе.

 Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально – психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам, которые требуют максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Приспособление (адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем. Сложность приспособления, высокая “цена”, которую “платит” организм ребёнка, определяют необходимость тщательного учёта всех факторов, способствующих адаптации ребёнка к школе и, наоборот, замедляющих её, мешающих адекватно приспособиться. Мы, взрослые, должны хорошо представлять себе это и нести ответственность за здоровье каждого ребёнка.

          Значительная часть детей (50 – 60 %) адаптируется в течении 2 – 3 месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Им трудно выполнять все требования правил поведения, но к концу октября они полностью осваиваются и с новым статусом: “я уже ученик”, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

             Второй группе детей (около 30 %) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем и детьми – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищами, слезами и обидами реагируют на замечания. Они также испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.

             Третья группа детей встречается в каждом классе (примерно 14 %). Это такие дети, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной адаптации, примерно до 1 годакроме того, они не усваивают учебную программу, на таких детей чаще всего жалуются учителя, дети, родители: “мешают работать в классе”, “третируют детей”.

                Основными показателями психологической адаптации первоклассника к школе являются:

  1. Формирование адекватного поведения.
  2. Установление контактов с учащимися, учителем.
  3. Овладение навыками учебной деятельности.

Состояние здоровья – один из основных факторов, влияющих на длительность и успешность процесса адаптации. Легче всего адаптация протекает у здоровых детей, тяжелее всего у детей с хроническими заболеваниями, черепно-мозговыми травмами, неблагоприятным периодом новорождённости, расстройствами нервно-психической сферы. У таких детей в период адаптации наблюдаются снижение массы тела, усталость, вялость, сонливость или, наоборот, двигательное беспокойство, раздражительность; наблюдаются изменения со стороны сердечно-сосудистой системы. У части детей отмечаются негативные формы поведения. Плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика, разобраться в причинах трудной адаптации.

          Факторы, влияющие на успешность процесса адаптации к школе:

  • достаточный уровень интеллектуального развития, хорошая память, высокий уровень произвольного внимания, воля и другие качества;
  • возраст начала систематического обучения – 6,5 лет;
  • рациональная организация учебных занятий (4 урока по 35 минут, 20-ти минутные перемены), рациональный режим дня (регламентированное время подготовки домашних заданий; достаточный отдых на свежем воздухе, полноценное питание, достаточный по продолжительности сон).

                                       Преодоление утомления и ранней усталости

Это очень серьезная проблема, на которую родители зачастую не обращают внимание. Если ребенок утомлен, то изменяется его поведение. Он становится или беспокойным, или вялым, рассеянным, невнимательным, часто отвлекается. Происходит изменение регуляции физиологических функций (внешне это не проявляется, хотя иногда отмечается повышенная потливость, покраснение лица). Дети часто жалуются на усталость: у некоторых процесс торможения при утомлении столь силен, что они могут заснуть.

Преодоление ранней усталости - задача сложная, и решение ее должно быть комплексным. От родителей требуется, в первую очередь, правильная организация труда и отдыха ребенка. Поэтому необходимо соблюдать следующие п р а в и л а:

- лучшим отдыхом от любого вида работы является смена вида деятельности (с интеллектуальной на физическую и наоборот). Поэтому во время занятий через 20-25 минут необходимо делать перерыв - физкультурную паузу (5-10 минут);

- физические упражнения, выполняемые во время перерыва, должны быть направлены на активизацию позвоночных и глазных мышц, а также рекомендуется легкий массаж головы и дыхательные упражнения;

- рабочее место ученика должно быть чистым, уютным и удобным, должен поддерживаться нормальный световой режим, температура воздуха 18-19?С тепла, исключаются отвлекающие факторы;

- важным моментом является одобрение деятельности ученика, постарайтесь радоваться каждой малейшей удачи вашего ребенка.

                             Заповеди для мамы и папы первоклассника.

  1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3.Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на  ошибку.

  1. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  2. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учеными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
  3. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  4. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  5. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
  6. Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
  7. Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в хотения ребенка. Вы, родители, можете немало сделать для того, чтобы ребенок любил школу и учился с радостью.
  8. Прежде всего, конечно, вы будете каждый день интересоваться у ребенка, что было в школе. Знания детей первых классов в начале учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо "Какую отметку ты получил?" спросите: "Что сегодня было самое интересное?", "Чем вы занимались на уроке чтения?", "Что веселого было на уроке физкультуры?", "В какие игры вы играли?", "Чем вас кормили сегодня в столовой?", "С кем ты подружился в классе?" и т. д. Если дети не могут толково ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное - не раздражайтесь.
  9. Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.
  10. Для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.
  11. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

Помните! ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Старайтесь только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны.

  1. Практическая часть                                                                                                                                            

1.Родители рассаживаются за четыре стола по собственному желанию. Каждая группа выбирает себе педагогическую ситуацию, обсуждают её, высказывает своё мнение.

Ситуация 1. Ребёнок отправляется в школу. На прощание вы говорите ему:

а) Смотри, веди себя как следует.  б) Сегодня увидимся в … часов.  в) Не вздумай болтаться на улице, сразу иди домой.

Ситуация 2.      В утренней спешке ребёнок забыл положить в портфель учебник, дневник или пластилин. Вы скажете:

а) Неужели я доживу до того дня, когда ты сам вспомнишь, что надо брать в школу.  б) Вот разиня! Ты бы и голову дома забыл, не сиди она у тебя на плечах!  в) Вот твой учебник (дневник, пластилин)

Ситуация 3.     Ребёнок пришёл из школы. Вы спросите:

а) Что сегодня получил? б) Что сегодня было интересного в школе?  в) Чему сегодня научился?

Ситуация 4.   Вашего ребёнка трудно уложить спать. Вы:

а) Объясняете ему важность сна для его здоровья.  б) Позволяете делать ему что хочет (когда ляжет, тогда и ладно)  в) Всегда в одно время, даже если со слезами.

2.Перед вами формула, где зашифрованы законы воспитания ребенка в семье. Расшифруйте их.

Закон семьи =______+______+_______+________

                         ед.тр.   зн. похв.   тр.уч.    разд.благ.

- У кого что получилось? Какие законы семьи здесь зашифрованы?        

I закон. Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребенку.

II закон. Закон значимости похвалы для ребенка.

III закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.

IV закон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

- Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит ребенок состоится, как человек, как личность.    

3.Задание для родителей  

-Что обеспечит успех ребёнка в школе?

-Что больше всего способствует возникновению желания учиться?

Выберите из предложенных в данном перечне три, по вашему мнению, главных фактора, рассмотрите их по степени значимости.

а) Физическое здоровье.

б) Развитый интеллект.

в) Умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками.

г) Умение считать и читать.

д) Выносливость и работоспособность.

е) Аккуратность и дисциплинированность.

ж) Хорошая память и внимание.

з) Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.

- Обоснуйте свой выбор.

  1. Работа с памяткой “Необходимые условия успешного обучения в школе». (Приложение А) Родителям предлагается прочитать текст памятки и выделить те пункты и советы, которые используются ими и дают положительные результаты. Если в семье выполняется данное правило, то родители выставляют на столе фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, не выполняется – синего. Педагог подчёркивает значимость этих правил, выражает надежду, что все родители будут ими руководствоваться.

III. Заключительная часть собрания.

Адаптация – это приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму дня.

В адаптационный период дети по-разному реагируют на смену обстановки: могут быть очень шумными, рассеянными, зажатыми, робкими, плачут больше обычного; могут быть нарушения сна, аппетита, вдруг увеличивается интерес к играм, игрушкам.

Все эти нарушения вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм.

Безусловно, самым лучшим для ребенка в это время будет ваша поддержка и совместное со школой оказание помощи своему ребенку.

Родительская поддержка – это процесс, в ходе которого вы, уважаемые папы и мамы:

- сосредоточены на достоинствах ребенка, укрепляя тем самым в нем самооценку;

- помогаете ему поверить в себя и свои силы;

- помогаете избегать ошибок;

- не осуждаете в случае неудач.

Если ребенок не всегда успешно справляется с заданием, дайте ему понять, что ваше отношение к нему не изменилось.

Поддержка основана на том, чтобы ребенок чувствовал свою нужность и вашу заботу.

Будьте терпеливы, верьте в себя и ребенка, радуйтесь каждому мгновению, проведенному рядом с ним!

Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, которому малыш доверяет самое сокровенное.

Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни малыша. Верьте в ребенка, верьте в учителя.

 

Приложение А

Памятка для родителей

          “Необходимые условия успешного воспитания и обучения школе”

                                  

 Уважаемые родители!

  1. Утром будите ребенка спокойно, с улыбкой.
  2. Не торопите его, ведь умение рассчитывать время - задача родителей.
  3. Не отправляйте ученика в школу, если он не позавтракал.
  4. Забирая первоклассника из школы, не спрашивайте его о том, что он сегодня получил. Спрашивайте, что нового он узнал.
  5. Если малыш огорчен - ни о чем его не спрашивайте. Пусть он успокоится и расскажет все сам.
  6. После школы необходимо 2-3 часа отдыха, желателен сон, прогулки на свежем воздухе. Лучшее время для дополнительных занятий - 15-17 часов.
  7. Организуйте, пожалуйста, уголок школьника, поддерживайте в нём порядок.
  8. Научите ребёнка обстоятельно готовиться к завтрашнему дню:

- собрать школьные принадлежности;

- подготовить обувь, одежду.

  1. Рационально организуйте режим дня:

- уроки готовить в установленное время, в проветренном помещении;

- отдыхать на свежем воздухе;

- вовремя ложиться спать.

- телевизор (компьютер) смотреть не более 1 часа.

  1. К делам детей относитесь внимательно, доброжелательно, но вместе с тем, будьте требовательны к результатам его деятельности.
  2. С самого начала учения вселяйте в детей веру и оптимизм: “Неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра.”

  Учитывая, насколько важна адаптация первоклассников, советы родителям могут быть разными. Главное, будьте рядом со своим ребенком, поддерживайте его и тогда он очень быстро привыкнет к новой школьной жизни и найдет много друзей.

 

 

свернуть

Родителям о сети Интернет

03.05.2023

        

РОДИТЕЛЬСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

в рамках проведения Недели интернет безопасности

 

Все родители максимально стараются создать безопасный мир для своих детей. В настоящее время любой человек, в том числе и ребенок, который умеет пользоваться компьютером, может получить доступ к данным, хранящимся в Интернете. Сегодня мы с вами поговорим о реальной опасности виртуального мира и совместно найдём принципы и методы решения данных проблем.

Вопросы для родителей: «Волнуетесь ли вы, что интернет окажет негативное влияние на ваших детей?», «Какую опасность представляет интернет для ребенка?», «Что вы делаете, чтобы обезопасить детей?»

В сети Интернет дети могут столкнуться со следующими опасностями: негативное влияние интернета на здоровье (зрение, осанка); интернет-зависимости; ребенок может увидеть в интернете нежелательный (порнография, насилия, группы смерти); общение с незнакомыми; общение с незнакомцами в Cети перейдет в реальную жизнь.

Первая опасность – интернет-зависимость. Детская интернет- зависимость с каждым днем набирает все большие масштабы. Общение в социальных сетях заменяют общение с родителями и сверстниками, подвижные игры и физические занятия. Теряются коммуникационные навыки. Живые эмоции заменяются «веселыми смайликами». Углубившись в виртуальное общение, ребенок перестает гулять на улице, встречаться с друзьями и мало двигается, как следствие, наступают проблемы со зрением, пищеварением, опорно-двигательным аппаратом, появляется повышенная утомляемость и головокружения.

Рекомендации. Зависимость – это болезнь, к ней следует так и относиться, и если ребенок ради игры начинает отказываться от еды, от сна, и тем более если проявляет агрессию, когда ему не дают играть, то надо идти к специалисту. Интернет-зависимость чаще всего ассоциируется с играми, и родители, когда говорят о зависимости, имеют в виду прежде всего именно ее.

Вторая опасность - онлайн игры. Мир игр поглощает, заменяя реальную жизнь. Дети погружаются в него полностью, там интересней, там можно себе многое позволить. Онлайн игры содержат множество сцен насилия, крови, что плохо влияет на психику ребенка. Многие онлайн игры сопровождаются платными услугами и при игровой зависимости подросток может тратить на игру все имеющиеся деньги. Сегодня играют все дети, но в разные игры. Глобально их можно разделить на две группы: первая – это просто игры, в которые играют час-другой в день, проходят за несколько недель, и все. Вторая – это так называемые массовые мультиплеерные онлайн-игры, в которые можно играть годами, развивая своих персонажей, приобретая для них какие-то качества или оборудование и так далее.

Рекомендации. Если ребенок играет в массовые мультиплеерные онлайн-игры, надо серьезно подумать, как это ограничивать, потому что такие игры действительно вызывают привыкание как у детей, так и у взрослых. Уделять внимание своему ребенку, организовывать свободное время детей, проводить семейные игры и т.д.

Третья опасность – незаконный контент. Интернет – это огромный мир бесконечной информации, причем как полезной, так и не очень. Совершая путешествие в сети, легко можно оказаться на сайтах недетского содержания или сайтах содержащих информацию, пропагандирующую или описывающую запрещенные в обществе вещи и понятия. Помимо порнографии, которая безусловно лидирует в списке того, что родители не хотели бы, чтобы видели их дети, в незащищенном интернете можно увидеть массу других нежелательных вещей. На сайтах новостей достаточно часто появляются фотографии и видеозаписи с мест катастроф, где можно видеть сцены убийства, насилия, аварии, теракты и их последствия. Помимо этого, безусловно нежелательным для ребенка контентом является все, что относится к самоубийствам и способам их осуществления, а родителям девочек следует обратить особое внимание на интерес дочерей к картинкам с анорексичными моделями – часто они распространяются как образец для подражания, и из-за этой пропаганды, особенно если она исходит от подруг, девочки начинают терзать себя диетами и отказываются от еды.  

Рекомендации. Мы не можем полностью ограничить детей от пользования интернетом, однако стоит помнить о там, что программисты создали специальные программы, которые способны защитить юное создание от шокирующего фото, видео и прочего подобного контента в сети Интернет. Подобные программы не являются совершенными, но каждая из них имеет свои преимущества. Стоит обратиться к специалисту по компьютерам для получения соответствующих рекомендаций для технической настройки вашего компьютера.

Четвёртая опасность – мошенничество. Мошенничество в Интернете приобретает все большие масштабы. Изобретаются все новые уловки по выкачиванию денег с простодушных пользователей. Обычное мошенничество – в интернете встречается так же часто, как и в реальной жизни. Его можно охарактеризовать всем известной поговоркой «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Например, предлагается купить смартфон по цене значительно ниже рыночной, человек отправляет деньги, но телефон так и не получает. Это очень популярная схема мошенничества: дорогой товар за небольшие деньги. И это очень хорошо срабатывает в ситуации с подростками, потому что они часто прицельно копят деньги на какой-нибудь игровой компьютер.

Рекомендации. Общаться с детьми по данному вопросу, разъяснять возможные уловки, совместно проанализировать все плюсы и минусы возможной покупки. Отслеживать покупки детей через интернет. Интересоваться расходованием денежных ресурсов детьми.

Пятая опасность – виртуальное общение. Собеседник в Интернете может выдавать себя за кого-то другого. Виртуальное общение – это мир фантазий. Здесь почти у каждого есть своя маска, свой тип поведения, причем он отличается часто от реальности. Почти каждый скрыт под подставными картинками, вымышленными именами и своими фантазиями. Школьники получают в интернете предложение о дружбе от незнакомых людей, и  их принимают. Разговаривая об этом с детьми, я привожу такой пример: к тебе на улице подходит молодой человек лет тридцати пяти, называет тебя по имени и говорит: «Аня, давай дружить!» Большинство, конечно, отвечают, что они не станут с ним разговаривать. Однако когда то же самое происходит в сети, они совершенно спокойно начинают с этим человеком общаться. Проблема состоит в том, что многие подростки чрезвычайно доверчивы, и незнакомец, который с какой-то целью хочет «подружиться» с ребенком, может за считанные недели в его глазах стать самым близким его человеком, единственным, кто его понимает и так далее. У нормального взрослого человека нет безудержного желания общаться с незнакомыми детьми, добавлять их в друзья, начинать с ними интенсивную коммуникацию, и, как правило, если взрослый человек приходит к незнакомому подростку, значит, ему наверняка что-то от него нужно. Безусловно, незнакомец может действительно оказаться ровесником ребенка, который просто хочет общаться по причине сходства интересов, потому что понравилась фотография и т.д., но, поскольку достоверно  установить это нельзя, ребенок должен понимать, что там, где размещается его персональная информация, он должен к каждому относиться с недоверием. Я в принципе против общения с незнакомыми людьми в интернете – именно потому, что нет никакого способа убедиться в том, что этот человек – тот, за кого он себя выдает, и если из ста случаев всего один – это человек с преступными намерениями, все равно это повод, чтобы никому не доверять.

Рекомендации. Создавать условия для реального общения детей, развивать их коммуникативные и социальные навыки. При планировании свободного времени родителям необходимо учитывать интересы и увлечения детей. Проводить совместные прогулки, выезды на природу, организовывать трудовую занятость детей.

Шестая опасность – интернет хулиганство. Одна из проблем, с которой можно столкнуться в социальных сетях, это оскорбления (молодежь называет это красивым словом – троллинг). Иногда это выглядит как обычное развлечение, своеобразная переписка, но очень часто тролль (так называют таких людей) выходит за рамки дозволенного и давит на самые болевые точки. К сожалению, такой вид переписки становится все более и более популярным в сети. Очень часто молодые люди, которые имеют влияние на определенную аудиторию, начинают терроризировать человека через интернет. Порой это приводит к необратимым последствиям.

Рекомендации. Отслеживать общение детей в сети Интернет. Интересоваться с кем общается ребенок, как он общается, какие эмоции получает от такого общения. Проанализировать, возможно в реальной жизни ребенку этих эмоций не хватает. Объяснять детям правильную тактику поведения в случаях интернет-хулиганства, делать акцент на самооценку ребенка, непозволительного оскорбления в свой адрес.

Рекомендации для установления доверительных отношений с детьми. Проводите вместе свободное время. Сделайте так, чтобы дети делились с вами всеми своими неудачами и успехами. Научите ребенка рассказывать обо всем, что вызывает у него беспокойство. Знайте друзей своих детей. Рассказывайте детям о себе. Сохраняйте чувство юмора. Уважайте потребность в уединении, в личной жизни своего ребёнка. Избегайте крайностей в воспитании. Расскажите, как соблюдать конфиденциальность, помогите выбрать регистрационные данные, не разглашающие реальных, ведь информационная безопасность в сети интернет – залог того, что удастся избежать многих неприятностей.

Влияние Интернета на ребенка может быть как положительным, так и отрицательным. И каким будет это влияние во многом зависит от правил работы в сети Интернет, которые должны быть четко установлены в вашей семье.

 

 

 

 

свернуть

Безопасность в сети Интернет

09.10.2023
Родителям о безопасности в Интернете   Уважаемые родители! В Интернете вашего ребенка могут обидеть, запугать или даже оскорбить. Важным является предупреждение детей об опасностях Интернета, неоднократное напоминание о том, чтобы они вели себя осторожно. Обсуждайте с детьми все вопросы, которые могут у них возникнуть при использовании Интернета. Недопустимо дистанцироваться от вопросов детей, а наоборот надо стараться максимально завоевать их доверие, постоянно интересуясь их времяпрепровождением в сети. Тогда вы будете в курсе той информации, которой владеют ваши дети.
развернуть

 

Безопасный интернет детям! Памятка для детей и родителей  (Приложение 1)

 

Основные рекомендации

 

  1. Внимательно, но не навязчиво контролируйте деятельность ребенка в Интернете. Выберите время для неконфликтного совместного просмотра интернет-страниц.
  • Убедите своих детей делиться с вами впечатлениями от работы в Интернете.
  • Научите детей доверять интуиции. Если что-нибудь в Интернете будет вызывать у них психологический дискомфорт, пусть дети рассказывают вам об этом.
  • Если ваши дети регистрируются на форумах, в чатах или сетевых играх, что требует указания идентификационного имени пользователя, помогите им выбрать это имя и убедитесь в том, что оно не содержит никакой личной информации.
  • Запретите своим детям сообщать другим пользователям Интернета адрес, номер телефона и другую личную информацию, в том числе номер школы и любимые места для игр.
  • Убедите детей в том, что они не должны встречаться с интернет-друзьями лично. Скажите, что интернет-друзья могут на самом деле быть не теми, за кого они себя выдают.
  • Если ваши дети пользуются чатами, вам следует знать, какими именно, и с кем они там беседуют. Лично посетите чат, чтобы проверить, на какие темы ведутся дискуссии. Внушите детям, что никогда нельзя покидать общий чат: многие сайты имеют «приватные комнаты», где пользователи могут вести беседы наедине – у администраторов нет возможности читать эти беседы (такие «комнаты» часто называют «приватом»).
  • Объясните детям, что никогда не следует отвечать на мгновенные сообщения или письма по электронной почте, поступившие от незнакомцев.
  • Объясните детям, что верить всему, что они видят или читают в интернете, нельзя. Скажите им, что при наличии сомнений в правдивости какой-то информации, им следует обратиться за советом к вам.
  • Возьмите за правило каждый день проверять, на какие интернет ресурсы заходили ваши дети. Обязательно настройте сохранение истории, журнал браузера. Если заметите попытки редактирования записей журнала, это повод задуматься и поговорить с детьми.
  1. Продолжайте контролировать действия своих детей в Интернете с помощью специализированного программного обеспечения.

Средства родительского контроля помогают блокировать вредные материалы, следить за тем, какие веб-узлы посещают ваши дети, и узнавать, что они там делают.

  • На компьютере, на котором занимаются дети, установите необходимое программное обеспечение. Надежный антивирус, с постоянно обновляемыми базами, с поддержкой функции «Родительского контроля». Вместе с ним должен быть установлен и хороший фаервол (сетевой экран). Если дети проводят много времени дома одни, то необходимо ограничивать время нахождения его в интернете.
  • Установите на браузер необходимые дополнения для удобной и безопасной работы в интернете и научите пользоваться этим детей.
  1. Очень важно распознать интернет - зависимость детей на ранней стадии и установить пределы на его использование

Если вы обнаружили зависимость вашего ребенка не ждите чуда, начинайте действовать сегодня! В принципе, ничего плохого в том, что детская тусовка собирается в киберпространстве нет. Но все же не стоит забывать, что ребенку нужно и живое общение со сверстниками. Подумайте, не слишком ли сильно Вы его ограничиваете в контактах? Или может быть, ему сложно найти общий язык с одноклассниками? Возможно, он просто пытается уйти в сеть потому, что чувствует себя одиноким. В этом случае Ваша задача состоит в том, чтобы помочь ему расширить круг своих «реальных» друзей — предложите ему пойти в секцию, разрешите приглашать друзей домой.

  1. Компьютер, подключенный к Интернету, должен находиться в общей комнате.

Для обеспечения безопасности в интернете, сделайте разные учетные записи. Учетные записи детей сделайте с ограниченными правами, не делайте записи с правами администратора детям, особенно младшего возраста. Свои учетные записи и администратора защитите паролем.

  1. Если дети пользуются компьютерами в местах, находящихся вне вашего контроля, – общественной библиотеке, школе или дома у друзей – выясните, какие защитные средства там используются.
  2. Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества и научите его советоваться с вами перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами в Интернете.

Объясните ребенку, что нельзя отправлять слишком много информации о себе при совершении интернет-покупок: данные счетов, пароли, домашние адреса и номера телефонов. Помните, что никогда администратор или модератор сайта не потребует полные данные вашего счета, пароли и пин-коды.

  1. Объясните детям, что нравственные принципы в Интернете и реальной жизни одинаковы.

Научите детей уважать других пользователей Интернета. Разъясните детям, что при переходе в виртуальный мир нормы поведения нисколько не изменяются.

  1. Добейтесь от детей уважения к собственности других пользователей Интернета.

Расскажите детям, что незаконное копирование продуктов труда других людей, в том числе музыки, видеоигр и других программ, почти не отличается от воровства в магазине.

 

Лучший способ защиты детей - правильное воспитание!

 

Контент-фильтры

  • Cистемы контентной фильтрации "Родительский контроль" в различных версиях Windows.
  • Контент-фильтр NetPoliceотличается удобным, интуитивно понятным интерфейсом. Установив программу на компьютер, взрослые получают возможность контролировать посещение ребенком ресурсов сети, ограничить его доступ к негативному контенту и загрузке вредоносных файлов, блокировать ненужные ему сервисы и программы для нежелательного общения. Программы NetPolice позволяют родителям использовать как уже готовые уровни доступа, так и самостоятельно настраивать профили фильтрации.
  • «КиберПапа»позволяет родителям оставлять ребенка за компьютером, подключенным к Интернету и не волноваться, что он случайно встретит в сети нежелательные веб-страницы. Программа работает в паре с поисковой системой Quintura Kids, тем самым обеспечивает безопасный доступ и расширенные возможности поиска и серфинга в Интернете. «КиберПапа» разрешает посещать страницы, которые будут интересны детям от 4 до 12 лет.
  • KinderGateРодительский Контроль предназначен для домашних пользователей и позволяет контролировать использование сети Интернет несовершеннолетними детьми.
  • Визуальная поисковая система детских сайтов "AGAKIDS"
  • Другое программное обеспечение, направленное на обеспечение безопасности детей в Интернете:

 

 

свернуть