Встреча с классными руководителями « Методы подачи информации о насилии, её формы и особенности»
Присутствовало: 9 классных руководителей, администрация школы, педагог социальный.
Информацию подготовила Колосова Е.В., педагог социальный
Дата: 31.10.2024
Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Насилие – социальное явление, которое не зависит от возраста ребенка, его личностных особенностей, семейной ситуации. Принято считать, что, в основном, насилию подвергаются дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях. Однако последние исследования показывают, что жестокое обращение к детям применяют в семьях внешне благополучных и состоятельных.
Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.
Выделяют различные виды насилия: физическое, сексуальное, психологическое, экономическое, насилие в интернет-пространстве; буллинг, неудовлетворение основных жизненных потребностей ребѐнка.
Поскольку сталкивающиеся с насилием дети редко обращаются за помощью, а сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для окружающих. Так как же распознать, заметить, увидеть, что ребенок подвергался, или подвергается насилию, являлся свидетелем или участником ситуаций домашнего насилия? Все агрессивные формы поведения, представляющие собой физическое воздействие на человека, включая
ограничение свободы передвижения, относятся к физическому насилию. Это – избиение, толчки, царапины, плевки, шлепки, пощечины, хватание, бросание предметами, нанесение ударов руками и ногами, удушение, использование оружия, нанесение ожогов и др.
Первое, на что стоит обратить внимание при выявлении насилия, это на появившиеся или участившиеся поведенческие и эмоциональные проблемы у несовершеннолетнего. Изменения в эмоциональном состоянии и общении: внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя; частая задумчивость, отстраненность; постоянная
депрессивность, грустное настроение; нежелание принимать участие в подвижных играх; непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее; чрезмерная склонность к скандалам и истерикам; терроризирование младших детей и сверстников; чрезмерная
податливость, навязчивая зависимость; возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение; отчуждение от братьев и сестер; жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей); противоречивые чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста); рассказы в третьем лице: «Я знаю одну девочку…»; утрата гигиенических навыков (чаще всего это касается малышей), у подростков – равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой, либо, напротив, навязчивое мытье (желание «отмыться»).
Необходимо обратить внимание на появление невротических и психосоматических симптомов: боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком/либо иными лицами; сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек; боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от учебных занятий физической культурой или снять нижнее белье во время медицинского осмотра); головная боль, боли в области желудка и сердца; навязчивые страхи; расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).
Появляются проблемы отношений, и проблемы, связанные с познавательной сферой. Происходят изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки: трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями; прогулы занятий в учреждении образования; внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям;неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Сашу», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»); принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию); неспособность защитить себя, несопротивление насилию и издевательству над собой, смирение; отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности
социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).
Появляются проблемы, возникающие в долгосрочной перспективе
– высокий уровень депрессии и симптомов травмы во взрослом возрасте, повышенная толерантность к насилию в отношениях и к его использованию. Становятся заметными изменения самосознания ребенка: снижение самооценки; отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности; саморазрушающее поведение – собственной испорченности; саморазрушающее поведение – употребление алкоголя, наркотиков, проституция, побеги из дома, пропуски учебных занятий, чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям; появляются мысли, разговоры о
самоубийстве, суицидальные попытки. Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по
возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, причѐм порой вспышки гнева не имеют видимой причины. Среди отдалѐнных последствий жестокого обращения выделяются нарушения физического и психического развития ребѐнка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения,
социальные последствия. Что касается подростков, то физические наказания не улучшают их поведение. Скорее, они способны вызвать обратную реакцию: у подростка появляются жажда мести, обида и возмущение; развиваются такие качества, как трусость и изворотливость.
Особое внимание хотелось бы уделить ситуациям, наиболее сложным для распознания, когда ребенок подвергается исключительно психологическому или эмоциональному насилию, и которое практически всегда сопровождают другие виды насилия.
Эмоциональное и (или) психологическое насилие выражается в унижении, запугивании, принуждении и изолировании. Оно включает словесные оскорбления, постоянную критику мыслей, чувств, мнений, убеждений, действий; постоянные допросы, шантаж, угрозы насилия, контроль или ограничение круга общения жертвы, телефонных разговоров; преследование, обвинение во всех возникающих проблемах, прерывание сна, процесса еды, и т. д. Одним из распространенных видов насилия в современном обществе является отсутствие эмоционального реагирования. Все чаще встречаются эмоционально
жестокие высказывания: высказывания, которые сильно ранят ребенка (например, «Все у тебя через одно место», «Ты полный идиот (дурак), и это не исправить» и т. д.). У большинства детей, живущих в семьях, в которых применяется психологическое и/или эмоциональное насилие, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. У них ухудшается память: процессы запоминания и сохранения затруднены, резко возрастает избирательность в запоминании. Внимание становится рассеянным, обедняется речь, часто появляется заикание. Дети значительно хуже успевают в школе, труднее протекают процессы школьной адаптации. Родителям надо понимать, что если наблюдаются у детей сосание пальцев, монотонное раскачивание (аутоэротические действия); ночной и/или дневной энурез (недержание мочи); психосоматические жалобы (головная боль, боли в животе и области сердца, жалобы ребѐнка на то, что ему плохо), то это говорит о предъявлении к ребѐнку завышенных
требований, с которыми он не в состоянии справиться, чрезмерном психическом давлении на него. Результатом будет замедление физического, психического и общего развития ребенка. Косвенными доказательствами применения психологического насилия могут быть такие особенности поведения ребѐнка: беспокойство или тревожность, длительно сохраняющееся подавленное состояние, агрессивность, склонность к уединению, чрезмерная уступчивость, суицидальные угрозы или попытки, неумение контактировать с другими людьми, малое число друзей или их отсутствие, проблемы с учѐбой, низкая самооценка. Люди, столкнувшиеся с психологическим насилием, не всегда обращаются за помощью потому, что трудно зафиксировать сам факт его применения, или потому, что не считают подобные ситуации проявлением насилия. Этот вид насилия терзает жертву изнутри, но не оставляет внешних следов – синяков или ран.
Неудовлетворение жизненных потребностей детей является результатом нежелания или неспособности родителей удовлетворять основные физические, медицинские и эмоциональные потребности ребѐнка и его потребность в безопасности. Неудовлетворение жизненных потребностей может привести к серьѐзной травме ребѐнка,
его отставанию в развитии, к возникновению серьѐзных заболеваний, а в ряде случаев и к смерти..Все чаще в последнее время мы слышим об участившихся случаях, касающихся половой неприкосновенности несовершеннолетних и сексуального насилия. Поэтому следует обращать внимание на изменения в выражении сексуальности ребенка: странные, необычные или не соответствующие возрасту знания ребенка о сексе; чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания; сексуальные действия с другими детьми, имитация полового акта с характерными стонами и движениями; соблазняющее,особо завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым; необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей; трение о тело взрослого и др.). Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются : повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер; ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить; порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда; синяки и/или кровотечение в области половых органов или анальногоотверстия; жалобы на боль и зуд в области гениталий; инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале; повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей; недержание мочи; болезни, передающиеся половым путем; беременность. Сексуальное насилие или развращение – это вовлечение ребѐнка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения со взрослыми, чьей целью является получение выгоды, сексуальное удовлетворение или достижение корыстных целей. Принуждение может осуществляться при помощи не только физической силы, но и психологического давления, запугивания, шантажа, угроз физической расправы. К сексуальному насилию относится: демонстрация взрослым человеком ребѐнку своих половых органов; ласки и прикосновения к половым органам ребѐнка; сексуальные игры и половой акт с ребѐнком; демонстрация или просмотр с ребѐнком материалов порнографического содержания; вовлечение ребѐнка в изготовление порнографической
продукции; вовлечение ребѐнка в занятия проституцией. Сексуальные действия по отношению к детям чаще всего совершают хорошо знакомые им люди или родственники (по результатам исследований – до 80%). Одним из достаточно распространѐнных видов сексуального насилия, о котором обязательно нужно знать родителям, является инцест – сексуальное насилие над ребѐнком со стороны кровного родственника. Конечно, получить достоверную картину распространѐнности этого вида насилия очень сложно, т. к. большинство случаев остаются неизвестными. Иногда правда открывается спустя много лет, когда ребѐнок вырастает. Это объясняется целым рядом причин, и, прежде
всего, нежеланием «выносить сор из избы», недоверием к службам и структурам, оказывающим помощь пострадавшим, а также боязнью, что, если обидчик будет осужден, семья «лишится кормильца». Чаще всего инцест продолжается долгие годы из-за того, что ребѐнок просто никому не рассказывает о происходящем, с одной стороны, опасаясь, что ему не поверят, а с другой – боясь доставить неприятности самымблизким людям: маме и папе. Взрослые насильники пользуются этим и всячески убеждают ребѐнка в том, что он должен хранить тайну. Сексуальное насилие над детьми не только наносит им сильнейшую психологическую травму в настоящем, но и крайне негативно влияет на их будущее развитие и эмоциональное здоровье. Последствия могут быть кратковременными и длительными, могут возникать непосредственно после случившегося или проявляться позже.
Буллинг- это физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. Ребенок подвергается насилию со стороны сверстников. Может проявляться как в форме постоянных «дразнилок», унижений и оскорблений, так и в виде избиений и физических издевательств. Буллинг (англ. bullying – «жестокое отношение», «издевательства», «притеснение», «запугивание», «травля»). Эта форма насилия получила в среде подростков широкое распространение. Специалисты выделяют три основных вида буллинга:
физический – агрессия с компонентом физического насилия;
поведенческий – когда жертву ставят в оскорбительные и
унижающие достоинство обстоятельства, используя сплетни, бойкот,
вымогательство, шантаж;
вербальный – унижение с помощью непристойных слов,
издевательских ярлыков, кличек и т. д. Насилие в интернет-пространстве (кибербуллинг), которое с развитием информационных технологий получает все большее
распространение.
Выделяется несколько видов:
1. Приставание или «обхаживание» в сети, которое называется «грумингом» (от англ. grooming – «предварительная подготовка»), – вхождение взрослого человека в доверие к ребѐнку с целью использовать его в дальнейшем для сексуального удовлетворения.
2. Насмешки, оскорбления, запугивание, физический или психологический террор с целью вызвать страх и добиться подчинения – буллинг в киберпространстве.
3. Показ и распространение материалов, которые могут нанести психологический или физический вред ребѐнку. Распространение Интернета увеличивает вероятность того, что
дети и подростки могут получить доступ к материалам, не соответствующим их возрасту и способным причинить вред. Подростки получают информацию и приглашения в клубы самоубийц, предложения вступить в деструктивные секты, заняться нетрадиционными формами секса.
4. Производство, распространение и использование детской порнографии и материалов, изображающих сексуальное насилие над детьми. Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних.
В выявлении несовершеннолетних, пострадавших от насилия,
принимают участие специалисты всех субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ. ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
Проблема насилия в семье… Готовы ли мы признать этот факт или нет, но насилие в рамках детско-родительских или супружеских отношений существует повсеместно, в разных странах и культурах. Именно женщины и дети чаще всего становятся жертвами изощренного насилия в семье. Семейное насилие — это повторяющийся с увеличением
частоты цикл физического, сексуального, словесного, психологического и экономического оскорбления и давления по отношению к своим близким с целью обретения над ними власти и контроля. Суть любого насилия – это стремление максимально унизить жертву, поскольку только таким способом тот, кто проявляет насилие, может на время почувствовать себя «выше». Насилие (семейное насилие, в частности) является только отражением общемировых тенденций. Напряженность жизни, бездуховность, стрессы, социальная неустроенность, утрата ориентиров и семейных ценностей, возросшая алкоголизация... Все это в значительной степени формирует благодатную почву для возникновения той или иной формы насилия. Насилие – это не только физическая, грубая сила, как принято считать, но и более изощренные, психологические формы воздействия. Социологические данные о распространенности насилия в семье, по сути, не соответствуют действительности, и явно занижены, поскольку эта проблема редко выносится из семьи. Кроме того, семейное насилие имеет место не только в социально неблагополучных семьях. Эта проблема характерна для всех социальных слоев населения, но социально неблагополучные семьи она затрагивает чаще.
развернуть