Месячник по профилактике насилия

Онлайн-консультация на платформе « Профилактическая» в 6-ой школьный день

12.10.2024
«Конфликты с собственным ребенком и пути их решения» ( для законных представителей 8-9 классов) Подготовила: Колосова Е.В., педагог социальный Задачи: помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье; способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее. Форма проведения: обучающий семинар. Вопросы для обсуждения: определение конфликта; умение разрешать проблемы и конфликты; конфликты «трудного» возраста; тактика поведения в конфликте. Подготовительная работа: анкетирование учащихся и родителей (см. приложение); подготовка ситуаций для анализа; подготовка классным руководителем теоретического материала для выступления; проведение классного часа на тему «Поговорим о конфликтах» (см. комментарии после собрания); написание учащимися сочинения «Конфликт отцов и детей. Миф и реальность?»; подготовка памятки для родителей (см. приложение). Ход I. Вступительное слово Классный руководитель начинает собрание с отрывка из произведения Ф. М. Достоевского «Записки из мертвого дома»: «...Весь этот народ, - за некоторыми немногими исключениями неистощимо веселых людей, пользовавшихся за это всеобщим презрением, — был народ угрюмый, завистливый, страшно тщеславный, хвастливый, обидчивый и в высшей степени формалист. Способность ничему не удивляться была величайшей добродетелью. Все были помешаны на том, как наружно держать себя. Но нередко самый заносчивый вид с быстротою молнии сменялся на самый малодушный. Было несколько истинно сильных людей; те были просты и не кривлялись... Тщеславие, наружность были на первом плане. Большинство было развращено и страшно исподлилось. Сплетни и пересуды были беспрерывные: это был ад, тьма кромешная... Ругались они утонченно, художественно. Ругательство возведено было у них в науку; старались взять не столько обидным словом, сколько обидным смыслом, духом, идеей — а это утонченнее, ядовитее. “Черт трое лаптей сносил, прежде чем нас собрал в одну кучу!” — говорили они про себя сами; а потому сплетни, интриги, бабьи наговоры, зависть, свара, злость были всегда на первом плане в этой кромешной жизни. Не мог я раньше представить, как можно ругаться из удовольствия, находить в этом забаву, милое упражнение, приятность. Впрочем, не надо забывать и тщеславия». Итак, без конфликтов жизнь невозможна, поэтому необходимо учиться их конструктивно разрешать. Для того чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их. Уход от решения конфликтной ситуации может привести к проблемам куда более серьезным. О причинах конфликтов между детьми и родителями, о способах их преодоления мы и будем сегодня говорить на нашем собрании. II. Полезная информация В юношеском и подростковом возрасте происходит поиск и становление своего «я». Подросток стремится освободиться от влияния взрослых и больше общаться со сверстниками. Такие реакции порождают меньше конфликтов и проходят мягче в тех семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где подросток, как и остальные члены семьи, имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности. Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей? 1. Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться. 2. Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее. 3. Чтобы ребенок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел. 4. Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его. 5. Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем. 6. Не забывайте слова И. В. Гете: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках». За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте? 1. За то, чтобы перестать быть ребенком. 2. За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность. 3. За утверждение среди сверстников. 4. Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости. Советы для родителей: 1. Помочь подростку найти гармонию души и тела. 2. Все замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, не использовать ярлыков. 3. Подробно ознакомить подростка с устройством и функционированием организма. 4. Подобрать соответствующую литературу по этому вопросу. 5. Необходимо помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа. Неразрешенные конфликтные ситуации могут вызвать: — проблемы физического плана, связанные со здоровьем; — проблемы психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т. д.); — проблемы социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя). В любых конфликтах ситуациях необходимо: — отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу»; — стремиться оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера; — стремиться к сохранению личностных отношений всех участников конфликта. Причины конфликтов родителей с подростками: 1. Кризис переходного возраста. 2. Стремление к самостоятельности и самоопределению. 3. Требование большей автономии во всем — от одежды до помещения. 4. Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье. 5. Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми. 6. Нежелание родителей признавать, что ребенок стал взрослым. 7. Боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы. 8. Проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте. 9. Борьба за собственную власть и авторитетность. 10. Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка. 11. Не подтверждение родительских ожиданий. Методы выхода из конфликта: 1. Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других. 2. Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте. 3. Поставить себя на место другого человека. 4. Осознать право на существование иной точки зрения. III. Анализ анкетирования учащихся и родителей IV. Анализ и решение конфликтных ситуаций Классный руководитель предлагает родителям информацию о примитивных реакциях людей во взаимодействии. Информация предлагается на листке, родители читают и моделируют ситуации. Ситуации обсуждаются вслух. Реакция амбиции. Получив информацию, придающую вес другому лицу, человек туг же старается принизить значение этой информации, стараясь подчеркнуть собственную значимость в глазах других людей. Реакция самодовольства. Желание похвастаться своими возможностями или привилегиями, достижениями, при этом наблюдая за реакцией других людей. Получение радости от зависти других людей. Реакция зависти. Человек достиг успеха, другой от его успеха и Достижений «заболевает». Он считает, что успех другого возможен только после успеха его самого. Реакция злорадства. Человек радуется тому, что кому-то плохо. Часто при этом не скрывает своих чувств. Реакция захвата. Желание во что бы то ни стало присвоить себе заслуги другого человека, несмотря на свои реальные заслуги. Реакция агрессии. Человек использует угрозы и грубость в достижении цели. Это характерно для людей амбициозных и равнодушных к страданиям других. Реакция присвоения. Гиперопека, «прилипание» к человеку для реализации своих целей. Реакция безразличия. Небрежное отношение к физическому и душевному страданию другого человека. V. Подведение итогов Запись на участие в тренинге родительской эффективности. Комментарии по проведению классного часа. В ходе классного часа необходимо обсудить значимость данной проблемы для восьмиклассников, разобраться в природе конфликтов, определив их положительные и отрицательные стороны. Следует также проанализировать различные конфликтные ситуации, выслушать сочинения учащихся, которые затем будут обсуждаться на родительском собрании, и определить обозначенные в сочинениях причины конфликтов «отцов и детей». Классный руководитель должен предложить учащимся обсудить выше перечисленные причины конфликтов детей с родителями и родителей с детьми. Ситуации для анализа Учащиеся анализируют ситуации во время классного часа, а их родители — на родительском собрании. Ситуация 1. Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете что-то готовить, убирать в квартире, но явно не успеваете. Обратившись к своему ребенку за помощью, слышите в ответ: «Это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся». Как вы поступите в такой ситуации? Ситуация 2. Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите своего ребенка в компании веселящихся друзей. В доме — полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?» Как вы поступите в подобной ситуации? Ситуация 3. У вас много уроков, необходимо написать сочинение, но родители неумолимы. «Собирайся на дачу, там будешь готовиться к урокам и немного поможешь родителям!» Никакие доводы не помогают. Главный довод родителей — «Мы не оставим тебя одного. Мало ли что может произойти?!» Как решить подобную ситуацию? Ситуация 4. После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими неудовлетворительными результатами учебы его никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: «Значит, пойду работать». Как нужно разрешать конфликтную ситуацию подобного рода? Ситуация 5. Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купив то, что давно хотел. От возмущенных родителей ребенок услышал много гневных слов в свой адрес. В конце концов он хлопнул дверью и ушел из дома. Как нужно поступить в подобной конфликтной ситуации? Памятка для родителей Уважаемые папы и мамы! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону! — Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить. — Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен. — В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека. — Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации: решайте проблему, а не сводите счеты. — Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте. — Заставьте себя слышать доводы своего оппонента. — Никогда не унижайте и не оскорбляйте человека, с которым конфликтуете. — Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя. — Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента. — Уважайте самого себя, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
развернуть

Встреча с классными руководителями

31.10.2024
Встреча с классными руководителями « Методы подачи информации о насилии, её формы и особенности» Присутствовало: 9 классных руководителей, администрация школы, педагог социальный. Информацию подготовила Колосова Е.В., педагог социальный Дата: 31.10.2024 Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Насилие – социальное явление, которое не зависит от возраста ребенка, его личностных особенностей, семейной ситуации. Принято считать, что, в основном, насилию подвергаются дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях. Однако последние исследования показывают, что жестокое обращение к детям применяют в семьях внешне благополучных и состоятельных. Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком. Выделяют различные виды насилия: физическое, сексуальное, психологическое, экономическое, насилие в интернет-пространстве; буллинг, неудовлетворение основных жизненных потребностей ребѐнка. Поскольку сталкивающиеся с насилием дети редко обращаются за помощью, а сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для окружающих. Так как же распознать, заметить, увидеть, что ребенок подвергался, или подвергается насилию, являлся свидетелем или участником ситуаций домашнего насилия? Все агрессивные формы поведения, представляющие собой физическое воздействие на человека, включая ограничение свободы передвижения, относятся к физическому насилию. Это – избиение, толчки, царапины, плевки, шлепки, пощечины, хватание, бросание предметами, нанесение ударов руками и ногами, удушение, использование оружия, нанесение ожогов и др. Первое, на что стоит обратить внимание при выявлении насилия, это на появившиеся или участившиеся поведенческие и эмоциональные проблемы у несовершеннолетнего. Изменения в эмоциональном состоянии и общении: внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя; частая задумчивость, отстраненность; постоянная депрессивность, грустное настроение; нежелание принимать участие в подвижных играх; непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее; чрезмерная склонность к скандалам и истерикам; терроризирование младших детей и сверстников; чрезмерная податливость, навязчивая зависимость; возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение; отчуждение от братьев и сестер; жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей); противоречивые чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста); рассказы в третьем лице: «Я знаю одну девочку…»; утрата гигиенических навыков (чаще всего это касается малышей), у подростков – равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой, либо, напротив, навязчивое мытье (желание «отмыться»). Необходимо обратить внимание на появление невротических и психосоматических симптомов: боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком/либо иными лицами; сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек; боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от учебных занятий физической культурой или снять нижнее белье во время медицинского осмотра); головная боль, боли в области желудка и сердца; навязчивые страхи; расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары). Появляются проблемы отношений, и проблемы, связанные с познавательной сферой. Происходят изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки: трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями; прогулы занятий в учреждении образования; внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям;неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Сашу», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»); принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию); неспособность защитить себя, несопротивление насилию и издевательству над собой, смирение; отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков). Появляются проблемы, возникающие в долгосрочной перспективе – высокий уровень депрессии и симптомов травмы во взрослом возрасте, повышенная толерантность к насилию в отношениях и к его использованию. Становятся заметными изменения самосознания ребенка: снижение самооценки; отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности; саморазрушающее поведение – собственной испорченности; саморазрушающее поведение – употребление алкоголя, наркотиков, проституция, побеги из дома, пропуски учебных занятий, чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям; появляются мысли, разговоры о самоубийстве, суицидальные попытки. Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, причѐм порой вспышки гнева не имеют видимой причины. Среди отдалѐнных последствий жестокого обращения выделяются нарушения физического и психического развития ребѐнка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. Что касается подростков, то физические наказания не улучшают их поведение. Скорее, они способны вызвать обратную реакцию: у подростка появляются жажда мести, обида и возмущение; развиваются такие качества, как трусость и изворотливость. Особое внимание хотелось бы уделить ситуациям, наиболее сложным для распознания, когда ребенок подвергается исключительно психологическому или эмоциональному насилию, и которое практически всегда сопровождают другие виды насилия. Эмоциональное и (или) психологическое насилие выражается в унижении, запугивании, принуждении и изолировании. Оно включает словесные оскорбления, постоянную критику мыслей, чувств, мнений, убеждений, действий; постоянные допросы, шантаж, угрозы насилия, контроль или ограничение круга общения жертвы, телефонных разговоров; преследование, обвинение во всех возникающих проблемах, прерывание сна, процесса еды, и т. д. Одним из распространенных видов насилия в современном обществе является отсутствие эмоционального реагирования. Все чаще встречаются эмоционально жестокие высказывания: высказывания, которые сильно ранят ребенка (например, «Все у тебя через одно место», «Ты полный идиот (дурак), и это не исправить» и т. д.). У большинства детей, живущих в семьях, в которых применяется психологическое и/или эмоциональное насилие, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. У них ухудшается память: процессы запоминания и сохранения затруднены, резко возрастает избирательность в запоминании. Внимание становится рассеянным, обедняется речь, часто появляется заикание. Дети значительно хуже успевают в школе, труднее протекают процессы школьной адаптации. Родителям надо понимать, что если наблюдаются у детей сосание пальцев, монотонное раскачивание (аутоэротические действия); ночной и/или дневной энурез (недержание мочи); психосоматические жалобы (головная боль, боли в животе и области сердца, жалобы ребѐнка на то, что ему плохо), то это говорит о предъявлении к ребѐнку завышенных требований, с которыми он не в состоянии справиться, чрезмерном психическом давлении на него. Результатом будет замедление физического, психического и общего развития ребенка. Косвенными доказательствами применения психологического насилия могут быть такие особенности поведения ребѐнка: беспокойство или тревожность, длительно сохраняющееся подавленное состояние, агрессивность, склонность к уединению, чрезмерная уступчивость, суицидальные угрозы или попытки, неумение контактировать с другими людьми, малое число друзей или их отсутствие, проблемы с учѐбой, низкая самооценка. Люди, столкнувшиеся с психологическим насилием, не всегда обращаются за помощью потому, что трудно зафиксировать сам факт его применения, или потому, что не считают подобные ситуации проявлением насилия. Этот вид насилия терзает жертву изнутри, но не оставляет внешних следов – синяков или ран. Неудовлетворение жизненных потребностей детей является результатом нежелания или неспособности родителей удовлетворять основные физические, медицинские и эмоциональные потребности ребѐнка и его потребность в безопасности. Неудовлетворение жизненных потребностей может привести к серьѐзной травме ребѐнка, его отставанию в развитии, к возникновению серьѐзных заболеваний, а в ряде случаев и к смерти..Все чаще в последнее время мы слышим об участившихся случаях, касающихся половой неприкосновенности несовершеннолетних и сексуального насилия. Поэтому следует обращать внимание на изменения в выражении сексуальности ребенка: странные, необычные или не соответствующие возрасту знания ребенка о сексе; чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания; сексуальные действия с другими детьми, имитация полового акта с характерными стонами и движениями; соблазняющее,особо завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым; необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей; трение о тело взрослого и др.). Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются : повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер; ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить; порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда; синяки и/или кровотечение в области половых органов или анальногоотверстия; жалобы на боль и зуд в области гениталий; инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале; повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей; недержание мочи; болезни, передающиеся половым путем; беременность. Сексуальное насилие или развращение – это вовлечение ребѐнка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения со взрослыми, чьей целью является получение выгоды, сексуальное удовлетворение или достижение корыстных целей. Принуждение может осуществляться при помощи не только физической силы, но и психологического давления, запугивания, шантажа, угроз физической расправы. К сексуальному насилию относится: демонстрация взрослым человеком ребѐнку своих половых органов; ласки и прикосновения к половым органам ребѐнка; сексуальные игры и половой акт с ребѐнком; демонстрация или просмотр с ребѐнком материалов порнографического содержания; вовлечение ребѐнка в изготовление порнографической продукции; вовлечение ребѐнка в занятия проституцией. Сексуальные действия по отношению к детям чаще всего совершают хорошо знакомые им люди или родственники (по результатам исследований – до 80%). Одним из достаточно распространѐнных видов сексуального насилия, о котором обязательно нужно знать родителям, является инцест – сексуальное насилие над ребѐнком со стороны кровного родственника. Конечно, получить достоверную картину распространѐнности этого вида насилия очень сложно, т. к. большинство случаев остаются неизвестными. Иногда правда открывается спустя много лет, когда ребѐнок вырастает. Это объясняется целым рядом причин, и, прежде всего, нежеланием «выносить сор из избы», недоверием к службам и структурам, оказывающим помощь пострадавшим, а также боязнью, что, если обидчик будет осужден, семья «лишится кормильца». Чаще всего инцест продолжается долгие годы из-за того, что ребѐнок просто никому не рассказывает о происходящем, с одной стороны, опасаясь, что ему не поверят, а с другой – боясь доставить неприятности самымблизким людям: маме и папе. Взрослые насильники пользуются этим и всячески убеждают ребѐнка в том, что он должен хранить тайну. Сексуальное насилие над детьми не только наносит им сильнейшую психологическую травму в настоящем, но и крайне негативно влияет на их будущее развитие и эмоциональное здоровье. Последствия могут быть кратковременными и длительными, могут возникать непосредственно после случившегося или проявляться позже. Буллинг- это физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. Ребенок подвергается насилию со стороны сверстников. Может проявляться как в форме постоянных «дразнилок», унижений и оскорблений, так и в виде избиений и физических издевательств. Буллинг (англ. bullying – «жестокое отношение», «издевательства», «притеснение», «запугивание», «травля»). Эта форма насилия получила в среде подростков широкое распространение. Специалисты выделяют три основных вида буллинга: физический – агрессия с компонентом физического насилия; поведенческий – когда жертву ставят в оскорбительные и унижающие достоинство обстоятельства, используя сплетни, бойкот, вымогательство, шантаж; вербальный – унижение с помощью непристойных слов, издевательских ярлыков, кличек и т. д. Насилие в интернет-пространстве (кибербуллинг), которое с развитием информационных технологий получает все большее распространение. Выделяется несколько видов: 1. Приставание или «обхаживание» в сети, которое называется «грумингом» (от англ. grooming – «предварительная подготовка»), – вхождение взрослого человека в доверие к ребѐнку с целью использовать его в дальнейшем для сексуального удовлетворения. 2. Насмешки, оскорбления, запугивание, физический или психологический террор с целью вызвать страх и добиться подчинения – буллинг в киберпространстве. 3. Показ и распространение материалов, которые могут нанести психологический или физический вред ребѐнку. Распространение Интернета увеличивает вероятность того, что дети и подростки могут получить доступ к материалам, не соответствующим их возрасту и способным причинить вред. Подростки получают информацию и приглашения в клубы самоубийц, предложения вступить в деструктивные секты, заняться нетрадиционными формами секса. 4. Производство, распространение и использование детской порнографии и материалов, изображающих сексуальное насилие над детьми. Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних. В выявлении несовершеннолетних, пострадавших от насилия, принимают участие специалисты всех субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ. ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ Проблема насилия в семье… Готовы ли мы признать этот факт или нет, но насилие в рамках детско-родительских или супружеских отношений существует повсеместно, в разных странах и культурах. Именно женщины и дети чаще всего становятся жертвами изощренного насилия в семье. Семейное насилие — это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, сексуального, словесного, психологического и экономического оскорбления и давления по отношению к своим близким с целью обретения над ними власти и контроля. Суть любого насилия – это стремление максимально унизить жертву, поскольку только таким способом тот, кто проявляет насилие, может на время почувствовать себя «выше». Насилие (семейное насилие, в частности) является только отражением общемировых тенденций. Напряженность жизни, бездуховность, стрессы, социальная неустроенность, утрата ориентиров и семейных ценностей, возросшая алкоголизация... Все это в значительной степени формирует благодатную почву для возникновения той или иной формы насилия. Насилие – это не только физическая, грубая сила, как принято считать, но и более изощренные, психологические формы воздействия. Социологические данные о распространенности насилия в семье, по сути, не соответствуют действительности, и явно занижены, поскольку эта проблема редко выносится из семьи. Кроме того, семейное насилие имеет место не только в социально неблагополучных семьях. Эта проблема характерна для всех социальных слоев населения, но социально неблагополучные семьи она затрагивает чаще.
развернуть

День действий

16.10.2024
«Умей сказать «Нет!» Подготовила: Колосова Е.В., педагог социальный Участники:учащиеся 7-9 классов Цель: формирование умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, отработка навыков уверенного поведения, отстаивания своей позиции. Задачи: развивать способность делать самостоятельно свой выбор и умение поступать в соответствии с собственным решением; формировать представление о силе группового давления на личность, расширять поведенческий репертуар подростка в процессе конфронтации с группой. Ход занятия - Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу предложить вам поговорить об одном слове, которое занимает очень важное место в жизни каждого человека. Есть такое маленькое слово «Нет!», но как бывает порой не просто его произнести. Почему? Чего мы боимся? Обидеть просящего? Показаться черствым и подлым по отношению к нему? Стать отвергнутым? Потерять симпатии окружающих? Одно из важнейших качеств человека – умение отказывать, т. е. уметь сказать: «Нет». Сколько раз Вам, иногда даже во вред себе и своим близким, приходилось выполнять чужие поручения, выполнять работу за других? Сколько раз Вы чувствовали себя несчастными только лишь потому, что не смогли отказать, не смогли, постеснялись или побоялись сказать «Нет»? В первую очередь не умеет отказывать тот, кто большое значение придаёт мнению окружающих о том, что он сделал и чего не сделал. Если Вы не умеете говорить «нет», то другим людям будет нетрудно манипулировать Вами, заставлять Вас делать так, как нужно им. Часто возникают ситуации, при которых отказ более человечнее по отношению к окружающим, чем тщетные усилия выполнить их желания. Например: такая ситуация, когда Вы точно зная, что не сможете выполнить просьбу, тем не менее, соглашаетесь, а затем ее не выполняете. Тем самым подводите или даже причиняете вред человеку, который на Вас надеялся. Вы не подвели бы его, если бы Вы не смалодушничали и сразу сказали ему, что не сможете выполнить его просьбу. Научиться своевременно, говорить «Нет!» – важный этап в борьбе за самостоятельность мышления и поведения, за твердое следование своим намерениям. Как только Вы откажете кому-то в первый раз, то увидите, насколько изменится к Вам отношение окружающих Вас людей. Вас просто начнут уважать, уважать как человека, умеющего говорить «Нет!», а это значит, что в дальнейшем к Вам будут обращаться только, когда Ваша помощь действительно необходима. И у Вас соответственно появится больше свободного времени. Неумение сказать «Нет» может стать так же и большой психологической проблемой. Человек употребляет алкоголь во много раз больше, чем хочет, потому что не может отказать друзьям, раздает деньги в долг, не имея сил отказать в просьбе, выполняет массу ненужной ему работы по той же причине. Если Вы никому не отказываете, это еще не значит, что Вы действуете им во благо. В конце концов, страдаете оба: один – от обманутых надежд, другой – от ощущения беспомощности и укоров совести, а нередко еще и от чувства вины. Не бойтесь обидеть кого-то своим отказом, если даже это и близкие Вам люди. Однако всегда найдутся люди, которые будут проявлять настойчивость, чтобы добиться Вашего согласия сделать то, что Вам не хочется делать. Они будут пытаться манипулировать Вами, то есть сыграть на Ваших чувствах и эмоциях: вызвать у Вас жалость – Ты меня очень расстроишь, сыграть на Вашем самолюбии – Ты такой хороший, добрый, порядочный, благородный… Ты не сможешь мне не помочь, постараться принизить Ваше достоинство – Да ты просто трус, ты бы сделал, но ты боишься, или шантаж – Если ты мне не поможешь, ты мне больше не друг. Не реагируйте на попытки манипуляторов, пытающихся вовлечь Вас в сети манипуляции. Поблагодарите их за оказанное Вам доверие, и скажите: «Нет!», исключив какие-либо высказывания, унижающие их достоинство. «Если друга можно потерять, значит это не такой уж и друг». А.Алексин «Если человек, просит Вас сделать то, что Вам не по Душе, а сам не способен войти в Ваше положение и понять причину отказа, то это очень ярко показывает его истинное отношение к Вам». Вы не сможете быть хорошим для всех. Способность сказать «нет» имеет огромное значение для каждого человека. Это служит всем знаком: «Я человек, я личность. У меня есть свои интересы, свой собственный взгляд, своё мнение, потребности, вкусы, предпочтения, которые столь же важны для меня, как и Ваши для Вас. И я не позволю никому управлять собой, я могу за себя постоять». Когда Вы говорите «нет», Вы обозначаете границы своей независимости. Желания, нужды и потребности других людей находятся за этими границами. А внутри, Ваша территория – Ваши собственные потребности и желания. Научитесь говорить «Нет!» – станете свободными в своем выборе! Подождите. Первый простой способ заключается в том, что вы откладываете момент принятия решения на небольшой период. Если, например, ваш одноклассник просит о каком-то одолжении, а вы чувствуете, что сейчас совсем не готовы его выполнить, попросите «тайм-аут» для решения просьбы. Тем самым вы выиграете для себя время. Возможно, уже завтра одноклассник самостоятельно решит свою проблему. Либо у вас появится время, и вы сами захотите помочь. Границы ваших возможностей. Второй способ сказать «Нет» — обозначить границы своих полномочий и возможностей. Иногда тяжело выполнить чью-то просьбу ввиду того, что она вам явно не по силам. В таком случае сразу дайте четко понять, что вы не тот человек, который нужен просящему. Если вы знаете того, кто сможет ему помочь, обязательно порекомендуйте его. Тем самым вы и реально поможете, и не взвалите на себя неподъемную проблему. Отказ в виде комплимента. Если вам не хочется обижать просящего, но и помочь не можете, преподнесите свой отказ как комплимент. Используйте такие фразы, как: «Мне очень приятно, что ты обратился ко мне, но…», «Прекрасная идея, но…», «Отличная мысль, но…». В этом случае вы должны учесть, что такие комплименты должны быть абсолютно искренними и вам нужно самому в них верить. Также, отказывайте вежливо, в дружелюбной манере. Грубость и агрессия здесь совсем неуместны. Расскажите о причине отказа. Иногда достаточно только объяснить людям причину вашего отказа. И не нужно вдаваться в сотню подробностей, достаточно одной, но веской причины. Многим людям действительно невдомек, почему им могут отказать и они легко обращаются за помощью. Например, если в семье принято угождать всем прихотям ребенка, то ему сложно поверить в то, что кто-то может сказать ему «Нет». В этом случае используйте такие фразы, как «Я бы с удовольствием, но….», «Очень хочу тебе помочь, но…» и так далее. Не нужно придумывать какие-то фантастические истории, ведь у каждого из нас легко найдется достаточно веских причин сказать «Нет». Просто скажите «Нет». Когда у вас просят о чем-то сложном, вы можете просто сказать «Нет», а не выдумывать сложные варианты отказа. Вы будете изумлены, но в большинстве случаев реакция просящего даже наполовину не так ужасна, как вы могли себе представить. Единственное, что вам нужно – это внутренняя решимость отказать. Вы должны самого себя спросить: «А чего я хочу, мне это надо?». Без внутренней решимости отказать вы не убедите просящего, а с ней – он вполне может вам ответить «Ну нет, так нет» и ни капельку на вас не обижаться. Да, люди должны помогать друг другу, но эта помощь не должна превращаться в эксплуатацию одних другими. Отказывайте только тогда, когда действительно не можете помочь. Или чувствуете, что вас хотят поэксплуатировать. А научившись говорить «Нет», у вас появится больше времени для самого себя и тех вещей, которые по-настоящему важны лично для вас! АЛГОРИТМ ОТКАЗА: 1. Я – сообщение + отказ + аргумент + встречное предложение («Мне приятно, что ты меня пригласил + но я не могу пойти + так как у меня важная встреча + пойдем лучше в кино завтра!») 2. Встречный вопрос + отказ («Ты думаешь мне не хочется пойти + хочется, но не могу!») "Скажи нет" (15 мин.) Участники садятся в круг. Им дается задание придумать 10 вариантов отказа от предложения покурить и 10 вариантов предложения попробовать. Работа в парах. Один участник – предлагает другому покурить. Другой участник – отказывается. Отказ должен быть тактичным, но твердым. Время, отведенное на работу пары – 3 минуты. Обсуждение Легко ли было подобрать достойные слова для отказа. Какие из произнесенных вариантов были самыми эффективными отказами? Как себя чувствовали участники в роли уговаривающего и отказывающего? Какие еще формы отказа существуют? Упражнение с элементами тренинга. Игра «Откажись по-разному». Я буду бросать вам мяч, и поймавшему делать нежелательное предложение (например: давай покрасим волосы в синий цвет). Вам необходимо выразить отказ по-разному. Анализ. Все молодцы, творчески подошли к рассмотрению непростых ситуаций. Как вы чувствовали себя в момент, когда я на вас оказывала давление? Как вы ощущали себя в момент отказа от моих предложений? Проще ли вам было говорить "нет", зная алгоритм выхода из ситуации? Рефлексия результатов занятия: «Новое и важное для меня». - Что нового узнали? - Что понравилось? Что удивило, огорчило? Чему научились? Выскажите своё мнение о занятии. Поможет в этом «Чаша откровения». На столах разложены карточки разного цвета с надписями: жёлтый – занятие понравилось; оранжевый – кое-чему научился; зелёный – хотелось бы продолжить подобные занятия; синий – меня огорчило, что мне ещё нужно учиться говорить «Нет», белая – занятие пустое, никому не нужное». - Спасибо большое за вашу работу. На память о нашем занятии я хочу вам подарить буклет «Научись говорить «НЕТ
развернуть

План мероприятий в рамках месячника по профилактике и предотвращению насилия

09.10.2024
(10.10.2024-10.11.2024) Цель: организация работы гимназии по профилактике и предотвращению насилия в отношении несовершеннолетних, оказание помощи и содействие государственным органам в решении проблем насилия Задачи: 1. Информировать учащихся о службах экстренной психологической помощи, консультационных центрах для пострадавших от насилия; 2. Организовать работу по профилактике правонарушений в сфере семейных отношений, насилия в семье, жестокого обращения с несовершеннолетними; 3. формировать позитивный образ семьи, моделей эффективного внутрисемейного взаимодействия. № п/п Название мероприятие Дата проведения Ответственные 1. Обновление информации по профилактике и предотвращению насилия среди несовершеннолетних на стендах и на сайте учреждения До 10.10.2024 Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог социальный 2. Размещение на сайте учреждения образования информации о проведении месячника по профилактике и предотвращению насилия До 10.10.2024 Заместитель директора по учебно-воспитательной работе 3. Видеообзоры детского правового сайта «Мир. Право. ВY» по профилактике и предотвращению насилия на экране, каб.7 10.10-10.11.2024 Педагог социальный 4. Ознакомление с телефонами доверия, размещение памяток посредством мессенджеров, на сайте и на стенде постоянно Классные руководители 5. Сбор сведений о случаях насилия из информационного ящика доверия постоянно Педагог социальный 6. Профилактический ликбез для педагогов "Профилактика насилия в учреждении образования. Повышение профессиональной компетентности педагога в вопросах планирования работы по профилактике насилия в классе" 11.10.2024 Педагог социальный 7. Школа родительского мастерства «Создание комфортной среды для развития внутреннего потенциала несовершеннолетнего» 26.10.2024 Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог социальный 8. Встреча с классными руководителями « Методы подачи информации о насилии, её формы и особенности» 31.10.2024 Педагог социальный 9. Дискуссия «Как противостоять жестокости и насилию» (учащиеся 6 классов) октябрь классные руководители 11. Интерактивная правовая пятиминутка «Профилактика и предотвращение насилия среди несовершеннолетних» ( с приглашением инспектора ИДН ) 10.10.2024 Заместитель директора по учебно-воспитательной работе 12. День Действий «Умей сказать «НЕТ!» 16.10.2024 Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог социальный, педагог - организатор 13. Выставка рисунков «Мир в каждый дом» (1-5 классы) октябрь Классные руководители 14. Информационный калейдоскоп «Телефон доверия или куда обратиться за помощью» (1-2 классы) 05.11.2024 Классные руководители 15. Правовая пятиминутка «Правила поведения с незнакомыми людьми» ( 3-4 классы) 05.11.2024 Классные руководители 16. Час полезной информации «Правила личных границ. Мы против насилия!» (5-6 классы) 05.11.2024 Классные руководители 17. Викторина «Защити себя!» ( 7 класс) 06.11.2024 Классный руководитель 18. Интерактивное занятие « Закончи предложения: « Гармония – это…», « Счастье – это …» ( 8 класс) 06.11.2024 Классный руководитель 19. Беседа-предупреждение «Жестокость и насилие: как им противостоять?» (9 класс) 06.11.2024 Классный руководитель 20. Проведение консультаций по вопросам взаимоотношений родителей с детьми на платформе «Профилактическая» в 6-ой школьный день постоянно Педагог социальный
развернуть
поделиться в: